Консультация для родителей. "Рекомендации родителям детей с тяжелыми нарушениями речи"
консультация

Что такое тяжелые нарушения речи. На что влияют. Рекомендации родителям.

 

Источники:

 

1. https://педпроект.рф/семенченко-т-с-рекомендации/

 

2. http://pio.gou.spb.ru/attachments/article/581/Рекоменации%20родителям%20детей%20с%20реч.нарушениями.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx11.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

        Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями. В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной. В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.         Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.         Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, приторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.                                                                 Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей. Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена, они неохотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи. Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими.                                                                 Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена.         Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими.         сследователи считают, что задержка одного компонента мышления, приводит к задержке развития другого. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации. Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности.                                                                                         При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.


Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Расширяйте представления ребенка об окружающих предметах и явлениях. Разговаривая с ним на повседневные темы, которые близки и понятны ребенку, родители тем самым не только расширяют его кругозор, но и способствуют овладению правильной речи.
  2. Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Развивая мелкую моторику, затрагиваются соответствующие отделы мозга и активизируются прилегающие области, отвечающие за речь.
  3. Старайтесь говорить четко и слегка утрированно, чтобы ребенок мог видеть органы артикуляции.
  4. Важен эмоциональный контакт с ребенком, эмоционально выразительная беседа, интонационное чтение сказок, потешек. Эмоционально окрашенная речь воспринимается легче, поэтому новые слова быстрее запоминаются.
  5. Важно, чтобы ребенок чувствовал потребность использовать речь как основной способ общения с родственниками и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно стимулировать его заговорить или попросить его произнести слово, повторив название предмета в эмоционально значимой ситуации.
  6. Не заменяйте слова с неправильным значением (перчатки - это "варежки"), называйте вещи своими именами. Например, используйте не БИ-БИ, пишущую машинку, а четкое определение вида транспорта: автобус, легковой автомобиль и т.д.
  7. Не пытайтесь произносить все слова только в уменьшительно-ласкательной форме. Произносите их полностью.
  8. Не пытайтесь включать бессмысленные восклицания в каждое предложение: «Ой, какой!» Замените эти слова информативными словами: зеленый, мягкий, шершавый и т.д.
  9. Прежде чем спрашивать своего ребенка, что он видит на картинке или на какой объект он смотрит, сначала расскажите ему об этом сами. И чем яснее и доходчивее ваше объяснение, тем лучше.
  10. Играя со своим ребенком, называйте определенные существительные вместо указательного местоимения "это". Например: "Возьмите красный кубик и положите его на синий".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи

Консультация для родителей с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Факторы коррекционного обучения ребенка".

Успех коррекционного обучения зависит от содружества воспитателей детского сада и родителей....

Консультация наставника «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»

Консультация наставника «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»...

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики»

       Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, ...

Консультация «Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика  – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, прини...

Консультация«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Консультация«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи  как эффективное средство коррекции звукопроизношения»...