Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии

Консультация для родителей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи

 

C:\Users\Группа № 2\Desktop\unnamed.jpg 

 

        Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранѐн слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Развитие речи ребѐнка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.

        Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретѐнных навыков на основе письменной речи.          Речь ребѐнка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

           Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух

(недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи (ОНР). Бывает 3 уровня ОНР, из

которых 1-самый низкий (ребѐнок общается только отдельными слогами – лепетными словами), а 3-й – самый высокий, его ставят детям с 4 лет. При этом уровне ребѐнок

активно общается, но его речь просто насыщена неточностями, как смысловыми, так и грамматическими. Естественно, при всех уровнях, так или иначе, нарушено звукопроизношение.

 Несмотря на то, что ОНР – наиболее часто встречающийся диагноз, многим, помимонего, приходится узнать еще и о дизартрии.

           Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое может быть как самостоятельным явлением, так и сочетаться, например, с заиканием или ОНР. Не стоит недооценивать этот диагноз, даже, если у вашего малыша только «стѐртая форма

дизартрии», то есть дизартрия в незначительной степени. Дело в том, что проблема

крохи кроется не столько в язычке, сколько в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Малышу крайне трудно чисто и красиво говорить, часто текут слюнки, бывает, что он и не замечает, как приоткрылся рот, высунулся язычок… Конечно, он не замечает, потому что

чувствительность органов артикуляции снижена: трудно даже щѐки надуть, не то, чтобы звук Р произнести! Опытный специалист за несколько лет избавит вашего малыша от этой неприятности, а вы даже забудете слово «дизартрия». Хотя имеются случаи, что абсолютно чистого произношения добиться бывает невозможно.

          Гораздо легче справиться с «дислалией». Казалось бы, это тоже нарушение звукопроизношения, однако мышцы язычка и губ работают исправно, нужно только

«поставить» недостающие звуки, исправить искажѐнные, детально поработать с фонематическим слухом (это чисто человеческая способность различать звуки речи на слух). Дислалия при правильной работе логопеда исчезает навсегда.

 

Причины речевых нарушений.

      Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так к нарушениям речи приводят: внутриутробная патология - гипоксия плода

(кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей

радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких

неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

           Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг и т.д.

могут приводит к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – всѐ это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи). Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.

          Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.

 

Характеристика детей с нарушениями речи.

           У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

       Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей

наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания

последовательности событий, сюжетной линии текста.  Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют

двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются

импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в

выполнение задания.  Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им

присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

           Полноценная речь ребѐнка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.

           При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (учителю-дефектологу, воспитателю, психологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий.

         В последующих публикациях вашему вниманию будет представлен цикл основных направлений коррекционной работы и практический материал, который поможет организовать занятия с вашим ребѐнком дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи...

Домашние задания для родителей детей имеющих тяжелые нарушения речи

Материал позволяет заниматься родителям дома по лексическим темам Домашние птицы, Игрушки, Помещение детского сада...

Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.

Мастер-класс (для родителей  детей, имеющих  тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....

Мастер - класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Волшебный песок"

Цель данного мастер - класса: повышение педагогической компетентности родителей детей  с тяжелыми нарушениями речи  в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с деть...

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Факторы коррекционного обучения ребенка".

Успех коррекционного обучения зависит от содружества воспитателей детского сада и родителей....