Опыт работы по экологическому воспитанию
опыты и эксперименты (старшая группа)

МИЛЮКОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной

педагогики, которое отмечается от традиционного – ознакомления

детей с природой.

Мы начали работать по экологическому воспитанию более углуб

ленно 2 года назад, когда нами был разработан подробно перспек-

тивный план по экологическому воспитанию в средней группе.

В старшей группе мы в основном  использовали методическое

пособие С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в

дошкольном детстве». Это пособие для работы с детьми старшего

дошкольного возраста и содержит оно один из вариантов конкрет-

ных технологий формирования начал экологической культуры у де-

тей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_garmonii_s_prirodoy_.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Опыт работы по экологическому воспитанию

«В гармонии с природой»

    Милюковой  Ольги  Михайловны

Тема: « Экологическое воспитание старших дошкольников»

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной

педагогики, которое отмечается от традиционного – ознакомления

детей с природой.

Мы начали работать по экологическому воспитанию более углуб

ленно 2 года назад, когда нами был разработан подробно перспек-

тивный план по экологическому воспитанию в средней группе.

В старшей группе мы в основном  использовали методическое

пособие С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в

дошкольном детстве». Это пособие для работы с детьми старшего

дошкольного возраста и содержит оно один из вариантов конкрет-

ных технологий формирования начал экологической культуры у де-

тей 5-6 лет.

Технология построена на организации взаимодействия  дошколь-

ников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет

рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача: показать детям

разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими

условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет

важную роль в поддержании, сохранении или создании таких усло-

вий для живых существ, обитающих по соседству.

Занятия проводятся в форме отдельных рассказов, на которых раскрываются основные понятия и законы Экологии, даются упрощенные формулировки. В последовательности этих рассказов-

занятий отчетливо просматриваются три содержательные части, ко-

торые направлены на ознакомление детей с явлениями приспособ-

ленности животных и растений к среде обитания (занятия «Почему

белые медведи не живут в лесу?», «Где зимуют лягушки?», «Слепые

землекопы» и др.) на взаимосвязь живых организмов с природой

(«Цепочки в лесу», «Невидимые весы» и др.), а также на популярное

введение детей в различные аспекты взаимодействия человека с при

родой – ее загрязнения, охраны («Морские коровы и красная книга»,

«Что такое кислый дождь» и др.).

Главная задача этого методического пособия – формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы,

которые рядом с ними. Поэтому занятия перемежаются с наблюде-

ниями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем

природном окружении, беседами, рассматриванием картин.

Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в разных видах деятельности, направленных на познание или практическое преобра-

зование природы (труд по уходу за растениями и животными, изоде-

ятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объек-

тов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению

циклов занятий, подбору приемов для их проведения уделяется

особое внимание. Можно сказать, что формирование начал экологи-

ческой культуры опирается в первую очередь на наблюдения.

Важным методом экологического воспитания является слово, его

правильное использование в различных формах работы с детьми:

чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту,

пояснения воспитателя), пересказ детей, беседа о прочитанном.

Все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют

ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание

чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их вза-

имосвязи между собой.

Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще познавательно-

го типа, на которых у детей формируют обобщенные представления

о явлениях природы, закономерных процессов, восприятие произве-

дений искусства. Занятия такого типа в пособии представлены раз-

вернуто.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольни-

ка. Самостоятельный или совместный труд в уголке природы, на

участке детского сада по поддержанию необходимых условий для

жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения,

правильные способы практического взаимодействия с природой,

т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные

проявления детей в практической деятельности – это показатель

степени их экологической воспитанности и экологической культуры

В заключении следует отметить, что данная технология – это це-

лостная система экологического воспитания дошкольников. Ее реа-

лизация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитан-

ности дошкольников. Применение технологии требует от воспита-

теля вдумчивого подхода. Не меняя ее содержания и учитывая свой

опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение,

воспитатель может внести свои приемы педагогической работы, ко-

торые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.

     

  Тема: «Экологическое воспитание как фактор  влияния на здоровье человека».

   Физическое и нравственное здоровье детей является одной из глав-

ных задач в деятельности любого педагогического коллектива. В

достижении этой цели немаловажную роль, как я считаю, играет

экологическое воспитание.

    Умение общаться с природой в практической повседневной жиз-

ни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья.

     А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться

проявлениям ее красоты и неповторимости – залог нравственного здоровья. Чем большее место природа занимает в жизни ребенка,

тем легче и плодотворнее проходит оздоровительный процесс в ран-

нем и дошкольном детстве.

    Учить умению жить в согласии с природой, с окружающей средой

следует начинать как можно раньше, с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную или младшую группу детского сада.

     Одна из наиболее распространенных форм работы по экологичес-

кому воспитанию – беседа. В ходе бесед у дошкольников формиру-

ется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи

природе, сохранения ее красоты и богатств, воспитываются любовь к ней, вырабатываются понятия об окружающей среде, умения забо-

тится о ней. Детям объясняют необходимость уборки помещения и

участка, проветривания, им объясняют, почему в помещении долж-

но быть много света, какой вред от пыли и мусора и т.д.

     Особенно целесообразно такие беседы проводить в старших группах, когда у детей уже сформированы некоторые представления

и накоплен определенный опыт общения с природой.

     Например, провести комплекс бесед об овощах и фруктах, где

дошкольники знакомятся с особенностями растений, которые мы употребляем в пищу, их строением, произрастанием в различных экологических условиях и способам получения экологически чистых

(овощей и фруктов).

     А употребление этих экологически чистых продуктов повышает

сопротивляемость детского организма к инфекциям, повышает рабо-

тоспособность, усиливает внимание, улучшает зрение и общий тонус.

     Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях

представление о том, что человек нуждается в экологически чистой

окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь

красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь

ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.

     В каждой возрастной группе для всех детей определены трудовые

обязанности и выделено время на их выполнение. День ребенка в лю

бой возрастной группе начинается с труда: надо протереть пыль, по-

лить растения, порыхлить почву, вытереть влажной тряпочкой лис-

точки у цветов и т.д.

     Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к при

роде необходимо учить их простейшим приемам выращивания рас-

тений и ухода за ними и за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата своего труда,

чтобы работа на участке развивала мышцы и укрепляла их нервную

систему.

     Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знако-

мить с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их де-

ятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать

для укрепления их здоровья и физического развития.

     Познание природы возможно только при непосредственном обще

нии с ней. Которое происходит как правило, на прогулках за преде-

лами участка детского сада (парк, сквер, пруд), на различных экскур

сиях. Все это так же способствует укреплению здоровья детей.

     С точки зрения экологического образования среда в дошкольном

учреждении должна создавать необходимые условия для оздоровле-

ния ребенка. Это – использование экологически безопасных матери-

алов для оформления интерьера группы и игрушек; оценка экологи-

ческой ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное

озеленение участка; создание условий для экскурсий и для занятий

на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию

Наблюдение - как основа чувственного познания природы...

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"

Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде....

Опыт работы по экологическому воспитанию

Моя задача подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и пол...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...