Семинар «Зона психологической разгрузки в детском саду»
консультация

Дорогова Марина Владимировна

Одной из задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому воспитаннику было созданы оптимальные условия.

Не все комфортно длительное время находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зону психологической разгрузки.

Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

•       Обучение социально приемлемым способам поведения;

•       Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);

•       Обучение общению, решению конфликтов;

•       Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;

•       Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:

•       Разнообразие материалов;

•       Доступность;

•       Безопасность;

•       Актуальность;

•       Креативность.

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки

Требования к оформлению зоны психологической разгрузки:

 - Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

 - На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

 - Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

 - Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

 - При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

 - Нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

 - Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.

Можно выделить три основные группы.

1.   Предметы для выражения негативных эмоций.

- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).

- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

 - Сенсорные игрушки. Шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.

- Настольный фонтан, водопад.

- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя.

- Музыкальные игрушки (например, шкатулка).

- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

- Коллекции морских ракушек, магнитов.

- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

2.   Пособия для развития эмоциональной сферы.

- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.

- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».

- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

- «Подушка-обнимушка» позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается.

Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

Физическая деятельность. выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Зона психологической разгрузки в детском саду»

Одной из задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому воспитаннику было созданы оптимальные условия.

Не все комфортно длительное время находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зону психологической разгрузки.

Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

•        Обучение социально приемлемым способам поведения;

•        Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);

•        Обучение общению, решению конфликтов;

•        Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;

•        Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:

•        Разнообразие материалов;

•        Доступность;

•        Безопасность;

•        Актуальность;

•        Креативность.

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки

Требования к оформлению зоны психологической разгрузки:

 - Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

 - На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

 - Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

 - Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

 - При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

 - Нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

 - Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.

Можно выделить три основные группы.

  1. Предметы для выражения негативных эмоций.

- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).

- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

 - Сенсорные игрушки. Шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.

- Настольный фонтан, водопад.

- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя.

- Музыкальные игрушки (например, шкатулка).

- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

- Коллекции морских ракушек, магнитов.

- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

  1. Пособия для развития эмоциональной сферы.

- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.

- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».

- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

- «Подушка-обнимушка» позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается.

Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

Физическая деятельность. выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зона психологической разгрузки в детском саду педагог-психолог Дорогова М.В.

Слайд 2

Зона психологической разгрузки - это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Слайд 3

Зона психологической разгрузки • Обучение социально приемлемым способам поведения; •Обучение детей владеть собой в различных ситуациях ( саморегуляция ); •Обучение общению, решению конфликтов; •Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе; •Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Слайд 4

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки: • Разнообразие материалов; • Доступность; • Безопасность; • Актуальность; • Креативность.

Слайд 5

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки • Р азмер • Цвет • Мягкий • РПС • Вариативность и стабильность • Возрастные особенности • ТБ • Личное пространство

Слайд 6

Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду Предметы для выражения негативных эмоций: • Подушки для битья, подушки- поплакушки • «Стаканчик гнева» • «Коврик злости» • «Островок примирения» • Зеркало • Кружка « Кричалка » Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию: • Сенсорные игрушки • Музыкальные игрушки • Игрушечный телефон • Массажёры • Коллекции • Клубочки • Материалы для изодеятельности

Слайд 7

Пособия для развития эмоциональной сферы: • Дидактические игры • Маски, волшебные предметы • Пособие — «Цветок эмоций» • «Книга доброты » • «Подушка- обнимушка » Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки: • Игры-манипуляции с предметами • Дидактические игры • Речевые игры с использованием предметов • Изобразительная деятельность • Физическая деятельность

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЗОНАМ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ ДЕТСКОГО САДА»

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ ПО ТЕМЕ: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЗОНАМ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ ДЕТСКОГО САДА»...

Семинар - практикум/ «Создание обстановки психологического комфорта в детском саду»

Выступление «Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды»Воспитатель I категории Клочкова Т.Л.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенно...

Зона психологической разгрузки в группе детского сада

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на ос...

Рекомендация для педагогов : "Зона психологической разгрузки центр уединения и релаксации"

Детский сад - первый социальный институт ребенка. Здесь он постоянно находиться в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем  одна из задач современного д...

Зона психологической разгрузки в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье рассказывается о важности зоны психологической разгрузки...

Методическая разработка «Как оформить уголок психологической разгрузки в детском саду»

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях....