Рекомендация для педагогов : "Зона психологической разгрузки центр уединения и релаксации"
консультация по коррекционной педагогике

Детский сад - первый социальный институт ребенка. Здесь он постоянно находиться в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем  одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения ( или согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspechatat.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

      Актуальность:

Детский сад - первый социальный институт ребенка. Здесь он постоянно находиться в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем  одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения ( или согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

 Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.

 Задачи:

- создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

 - сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;

 - организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

 - способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;

 - способствовать комфортной организации режимных моментов;

 - обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

 Основные группы предметов «уголка уединения». При оснащении уголка можно выделить несколько основных групп:

- Предметы для выражения негативных эмоций. Атрибуты (материал) для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме.

- Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию. Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

- Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.

- Пособия для развития эмоциональной сферы.  

 Предметы для выражения негативных эмоций. Атрибуты (материал) для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме. Отдельная категория игрушек и пособий в уголке уединения может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. Отрицательные переживания воспитанники могут выразить с помощью ряда предметов:

- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться);

- «Стаканчик гнева», кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку   с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

 - «Коврик злости». Это маленький коврик  из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

 Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию. Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции. Помогут детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение следующие атрибуты и предметы:

 - Сенсорные игрушки -  это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.    - Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки.       Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

 - Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

 - Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.)

- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

- Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.

- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

- Зеркало для хорошего настроения («зеркало моего настроения). Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

- А также ряд атрибутов для игровых упражнений: - «Мешочки настроений», - «Коробочки добрых дел», «Тактильные мешочки», - камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости) в другую, - емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами.

 Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению. Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.

 Игры и пособия, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия:

- «Коврик дружбы». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся.

-  «Стул настроения» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того, как поиграл.  

-  «Труба Мирилка» - труба с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу. «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом с помощью «мирилок» и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

 Пособия для развития эмоциональной сферы.

 В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

-  Волшебные предметы (шляпа,  палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

 - «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать.

 -  Альбом с изображениями только добрых сказочных  героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

 - «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением .

 - Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки». «Зеркало эмоций».

Пособия, направленные на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей 

«Добрая корзинка», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за совершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает  повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

 - Волшебные предметы: шляпа волшебника, волшебная палочка, служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей, помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

 Основные виды деятельности в уголке уединения.

 С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

- Игры-манипуляции с предметами. Например, если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

 - Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

 - Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

 - Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

Результативность создания «уголка уединения».

 Для педагога: при правильной организации уголка, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе.

 Для дошкольников помогает:

- обрести уверенность в себе и сформировать ощущение безопасности;

- снять напряжение и поднять настроение;

- разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

 Вывод. 

Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. «Уголок уединения» может быть различным, каждый педагог по-своему подходит к этому вопросу, исходя из своей фантазии и своего понимания предназначения этого места, но важно помнить, что «Уголок уединения» призван помочь ребёнку справиться со стрессом, негативными эмоциями, это то место, где ребёнок может расслабиться, отвлечься от всего неприятного. Уголок обязательно должен быть уютным и хоть немного напоминать детям о домашней обстановке или просто помечтать.

 «Уголок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Позволяет педагогам ориентироваться:

 - на личностное своеобразие каждого ребенка;

 - на установление доверительных, партнерских отношений;

 - заботу об эмоциональном благополучии.

                                  Презентация:

                  «Зона уединения и релаксации».

                            Группа «Малышок»

                                    Подготовил воспитатель: Ипатова М.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн - проект центра уединения и релаксации.

Данный центр  создан  творческой группой педагогов  (учитель - логопед Моторкина Е.Н., воспитатели Жидеева О.В., Гнётова  М.С.) с целью: помочь снять усталость, эмоциональное напря...

Центр уединения и релаксации

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется о...

Методические рекомендации по оформлению "Центра уединения и релаксации в ДОУ"

Данная информация будет полезна педагогам при оформлении "Центра уединения и релаксации "в группе....

Мастер-класс для педагогов на тему «Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов на тему «Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»...

Зона психологической разгрузки в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье рассказывается о важности зоны психологической разгрузки...

Долгосрочный проект "Розовый слон" ( групповой уголок уединения и релаксации как условие обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта дошкольников)

Краткая аннотация проектаКраткая аннотация проекта «Розовый слон»         Модернизация современной системы российского образования, на-прямую ...

"Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР. "

Важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и рел...