Методические рекомендации по оформлению "Центра уединения и релаксации в ДОУ"
учебно-методический материал

Данная информация будет полезна педагогам при оформлении "Центра уединения и релаксации "в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_relaksatsii_i_uedineniya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога  для воспитателей

 «Центр «Уединения и релаксации» как условие создания позитивного психоэмоционального фона в группе»

Данные рекомендации помогут в создании мобильной, трансформируемой среды,

отвечающей современным требованиям ФГОС ДО.

Актуальность: Группа детского сада – пространство, где ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Даже у взрослых  бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения и релаксации, которые призваны решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое. Дети дошкольного возраста, как никто другой, нуждаются в помощи, направленной на преодоление неблагополучных эмоциональных состояний, в том числе психоэмоционального напряжения, которое лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам и другим психосоматическим заболеваниям. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности, способствуют появлению психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка, взаимодействию со сверстниками поэтому необходимо учитывать психическое состояние ребенка, обеспечивать физическое и психическое здоровье детей, а также в условиях детского сада, своевременно  блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их стрессорного воздействия на ребенка, в том числе,  при помощи грамотно организованной, целенаправленной и систематической работы с центром « Уединения и релаксации».

Для того чтобы проводить работу по улучшению психоэмоционального состояния, необходимо знать какие факторы свидетельствуют о том, что ребенок нуждается в помощи и поддержке:

  • частая смена настроения либо устойчивое негативное настроение (в т.ч. капризы),
  •  плохой сон,
  •  двигательное беспокойство,
  • замкнутость и другие, ранее не наблюдаемые признаки,
  • беспокойство в период адаптации,
  • отказ от приема пищи,
  • низкая мотивация.

Игнорирование педагогом признаков, свидетельствующих о психоэмоциональном напряжении, приводят к нарушениям  здоровья и могут отразиться на формировании личностных качеств, препятствующих нормальному развитию ребенка!

Только грамотно организованный центр несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка, обеспечивает растущую познавательную деятельность детей.

Цель организации работы: создание благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.

Задачи:

  1. Расширить возможность личностного пространства ребенка в группе;
  2. Создать атмосферу психологического комфорта;
  3. Создать условия для овладения приемами саморегуляции у детей;
  4. Создать в детском коллективе положительный микроклимат;
  5. Развитие эмоционального интеллекта.
  6. Развитие

Центр «Уединения и релаксации» можно считать функционально сообразным , если соблюдены все ! следующие обязательные условия:

(ПРАВИЛО ЛАДОНИ)

1.Центр гармонично вписался в пространство группы и оформлен в пастельных тонах.

2.Содержание центра периодически меняется, обновляется, дополняется, но единичные предметы остаются постоянно (для поддержания у ребенка чувства безопасности и уверенности).

3.Дети осведомлены о назначении центра и умеют пользоваться атрибутами.

4.После пребывания в «Центре уединения и релаксации» у ребёнка преобладает положительный эмоциональный фон.

5.Ребенок находится в «поле зрения» педагога, что  обеспечивает безопасность и своевременную помощь, в случае, ели ребенку она будет необходима.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ЦЕНТР СЧИАЕТСЯ С МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ  ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННЫМ,  ЕСЛИ ПРИСУТСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ АТРИБУТЫ:

Здесь могут быть альбомы с групповыми и семейными фотографиями (помогают снизить тревогу) ,возможно телефон(для имитации звонка значимому взрослому)

Игрушками, помогающими восстановить баланс неустойчивой детской психики, могут стать: дартс(на липучках), пазлы и мозаики, наборы карандашей, альбомы, пластилин, песок и другие. Они помогают успокоиться и сосредоточиться.

Использование  системы профилактических средств физического воспитания (ЛФК, точечный массаж, дыхательные, кинезиологические, мимические, пальчиковые игры) помогут улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.

Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

С этой функцией отлично справятся:

Подушки для битья.

Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего», либо нарисовать и спрятать в коробочку.)

• «Островок примирения».

При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" ( можно самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке» (предварительно заученной)

• «Коврик злости».

Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с фантазией оформленный. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

• «Стаканчик для гнева» или «стаканчик для крика»

Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «маркеры настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:

• «Доска настроения»

Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

• «Зеркало моего настроения»

Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Важно помнить, что по мере пополнения центра  новыми атрибутами, детям демонстрируются различные виды деятельности с ними.

Центр считается компетентно используемым, если:

1.      В этом месте ребенок имеет возможность  побыть один, поиграть в неактивные игры.

2.      Ребенок может находиться один или с партнером для игры, которого он выбрал.

3.      Обязательно условием является  обсуждение  с детьми правила пользования центром уединения.

4.      У каждого ребенка должна быть возможность осмотреть центр уединения и попробовать поработать с содержимым. Очень важно не торопить детей.

5.      Недопустимо использовать место уединения для изоляции  ребенка от других детей принудительно.

6.      Нельзя  сокращать пребывание ребенка в центре без крайней необходимости.

7.      Если большое число детей захотят побыть в центре уединения, можно предложить релаксационную игру как вариант.

Литература

1.      Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2.      Бунеев Р. Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании /Начальная школа до и после, 2006, № 12.

3.      Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности//Под. ред. Е. Н. Степанова, Москва, ТЦ Сфера, 2003.

4. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей.

Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

/ под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 165 с.