Семинар–практикум для педагогов ДОУ «Формирование предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников»
консультация

Зайцева Татьяна Борисовна

 Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться действовать в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию, и даже теперь в дошкольных учреждениях.

Да, эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost_doshkolnika.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар–практикум для педагогов ДОУ

  «Формирование предпосылок

развития функциональной  грамотности у дошкольников»

 Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться действовать в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования. В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено:

«Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

 Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию, и даже теперь в дошкольных учреждениях.

Да, эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

 Так что такое «функциональная грамотность»? 

Ее корни лежат далеко в истории и вместе с тем они всегда рядом с нами. Кто почти ничего не знает, что это такое поднимите правую руку. А теперь, попробуйте похлопать этой рукой в ладоши… Не получается. Тогда попробуйте похлопать в ладоши друг с другом.

 - Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности  дошкольников.  И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.»

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность -  степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

 «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев)

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

 Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, из которых формируются глобальные компетентности.

В широком смысле функциональная грамотность в современном обществе представлена:

1.Читательская грамотность

2.Математическая грамотность

3.Естественнонаучная грамотность

4.Компьютерная грамотность (применение информационно – коммуникативных технологий)

5.Финансовая грамотность

6.Развитие креативного мышления

7.Глобальная грамотность

Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.

Уважаемые педагоги, определите, какие составляющие функциональной грамотности вам нужны для решения данной задачи?

Задача 1:  Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Вам понадобится читательская грамотность. Это базовая грамотность, на основе которой строится весь процесс общения, современного образования и жизни в целом, потому что это работа информацией, заложенной в тексты.

1.Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению:

- восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях

В результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

 пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

 активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Задача 2: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно.  Компонентами функциональной грамотности являются математическая и финансовая грамотности.

2. Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. Методы:

- практический

- моделирование

-метод решения логических задач

- эксперименты и опыты

- метод вопроса

- элементарный анализ (синтез, сравнение)

- игровой

Приемы:

- объяснение/пояснение

- показ способа действия в сочетании с объяснением (измерение отрезка с помощью условной мерки)

 - инструкция для выполнения заданий (сравнение чисел, классификация по цвету и форме)

- словесный прием в ходе практической деятельности.

Математическая грамотность играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление.

3.Финансовая грамотность - формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Методы и приемы:

  словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания);

  наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств);

 практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество).

Формирование финансовой культуры дошкольников осуществляется через:

- сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетно-дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают игры и развлечения, когда взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи;

- познавательные занятия;

- коммуникативные занятия – беседы;

 - проблемные ситуации;

- трудовую деятельность;

- экскурсии позволяют знакомить детей с людьми разных профессий:

- беседы с целью выявления уровня усвоения детьми, представленного материала;

 - чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества.

 Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;

- логические задачи, решение и составление кроссвордов, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.

 Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Задача 3:  Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

Следующим компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественно научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественно научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

4. Естественно научная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:

•научно объяснять явления

•оценивать и планировать научные исследования

 •научно интерпретировать данные и доказательства.

Формирование естественнонаучных представлений закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания (знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе). По средствам естественнонаучной грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, эвристическое мышление, интерес к поисковой деятельности.

Задача 4. К вам пришли гости и вы решили угостить их экзотическим видом чая под названием «Водный отшельник».  Кто-то из гостей спросил, чем он примечателен и как его лучше заваривать? Как быстро найти информацию?

Да, мы обратимся к Интернет-ресурсам. И найдем следующее: «Он же «Нарцисс» и «Водный дух». Китайский чай благородного коньячного цвета с золотыми отблесками. В сильном обволакивающем аромате каждый слышит то, что близко: карамель, какао, фрукты, цветы... Насыщенный вкус напоминает горький шоколад.

Особенности заваривания: выдерживает до 5 заварок, время первой — до 10 секунд, впоследствии промежутки можно увеличивать».

Для решения этой простой задачи вам понадобилась компьютерная или ИКТ –грамотность.

 5. Компьютерная грамотность – это взаимодействие с ИКТ.

 «Завтра» наших детей – это информационное общество, а в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную безграмотность. В сегодняшних условиях общества мы, педагоги и родители, должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить его к предстоящему взаимодействию с образовательными информационными технологиями в школе.

Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира, что интенсифицирует его развитие. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой формирование таких ценных личностных качеств, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность и в тоже время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

 Методы и приёмы:

  Интерактивного общения.

 Наглядный.

 Словесный.

 Объяснительно – демонстративный т.е. словесный+наглядный

 Практический (компьютерная игра, частично поисковый, компьютерная графика)

  Управление, экспериментирование.

 Проблемное изложение.

Задача 5:  К вам пришли гости. Вы решили угостить их чаем. Но тут выяснилось, что вкусы многих расходятся: кто-то любит зеленый, кто-то черный, кто-то на травах, а кто-то вообще пьет исключительно кофе. Как вы поступите?

(всем предложить сок, устроить дегустацию всех имеющихся видов напитков и т.д.)

Какой вид грамотности вам понадобился, чтобы решить эту задачу?

6.Развитие креативного мышления - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

 Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Проще говоря, креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

 КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА МЫСЛИТЬ НЕСТАНДАРТНО?

 Используя методы:

- гиперболизации (увеличение – уменьшение)

- нетрадиционных техник (слепой художник, космическое путешествие, волшебная мозаика) - аглюминации (бегущее дерево)

Технологии:

 - ТРИЗ (метод маленьких человечков, системный анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, морфологический ящик, системный оператор и т.д.)

- квест – технология

- игровая, включающая игры и упражнения для развития креативности («игра в ассоциации», «да или нет», «креативность», «аббревиатуры», «необычный подход» и т.д.)

Задача 6: Вы решили открыть магазин-кафе «Чайный дом» и хотите, чтобы в нем присутствовали чайные традиции нескольких народов. Что бы вы сделали?

Какие знания и навыки/ компетенции вам понадобятся?

7. Глобальная грамотность – с различных точек зрения рассматривать проблемы глобального и межкультурного взаимодействия.

1.Глобальные проблемы (права человека)

2.Знания и понимание межкультурного различия и взаимопониманий (семья, традиции и обычаи, культура)

3.Права ребенка

4.Человек и природа (природа – ребенок – семья)

 5.Здоровье – как ценность (полезные привычки, здоровый образ жизни)

 6.Культура и традиции (дружеские отношения к разным национальностям)

7.Семья (осознание любви, верности, степень важности семьи)

Методы и приемы:

- Словесные (беседы, вопросы)

 - Практические (опыты, моделирование)

- Игровые (дидактические игры, игры – соревнования, игры – ситуации)

 - Наглядные (наблюдения, показ образца)

Нетрадиционные:

- Прием толстых и тонких вопросов

 - Интерактивная игра.

После решения каждой задачи на листах пишется одна из компетенций и складывается общая схема «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОНОСТЬ»

- А теперь можно и чай попить…

- Но в ходе чаепития, заполните таблицу: у каждой группы 3 вида грамотности, напишите по 2 мероприятия, которые вы могли бы провести с дошкольниками.

Затем, каждая группа представляет свои мероприятия.

- С каким понятием мы сегодня познакомились?

- Из каких составляющих оно состоит?

- Какой вид функциональной грамотности вам стал ближе и понятнее всего?

Функциональная грамотность

Мероприятия

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Глобальная грамотность

Функциональная грамотность

Мероприятия

Математическая грамотность

Естественно научная грамотность

Развитие  креативного мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Семинар-практикум "Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников"

Цель семинара - практикума:Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;Практическая: показать, как в различных видах деятельност...

Семинар -практикум "Работа с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника.

Семинар-практикум для педагогов: Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника....

Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....