Игры и упражнения на на развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР (ОНР).
консультация (старшая группа)

Романенко Лариса Витальевна

    У детей с ТНР (ОНР) своеобразие овладения лексико – грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, искажении общей картины речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме: «Игры и упражнения на развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР (ОНР).

Подготовила: Романенко Л.В.

Категория детей с ТНР — это особая категория детей с отклонениями в развитии, имеющих сохранные слух и интеллект. У детей данной группы присутствуют значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), то есть имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

У детей с ТНР (ОНР) своеобразие овладения лексико – грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, искажении общей картины речевого развития.

Анализ речевого развития детей, посещающих нашу логопедическую группу, выявил следующие трудности при употреблении детьми в активной речи грамматических форм: неверное употребление имен существительных в форме мн. ч. Р. п.; согласование существительных с числительными; суффиксальный способ образования имен существительных; образование относительных и притяжательных прилагательных; трудности правильного образования и употребления предложно-падежных конструкций.

Также были отмечены трудности усвоения обобщающих понятий слов, ограниченности активного словаря, в расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах одного слова другим, трудностях актуализации слов.

Из этого следует, что для преодоления имеющихся речевых трудностей необходима совместная и систематическая работа педагогов и родителей.

Система работы в условиях логопедической группы построена на основе адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Н.Нищевой. Также в коррекционно-логопедической работе использую методические разработки:, Е. Гомзяк, Н. Теремковой.

С целью повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса по преодолению трудностей формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ТНР мною были разработаны дополнительные дидактические материалы.

В ходе проведения занятий по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи детей используются беседы по лексическим темам, наблюдения за предметом и действием, речевые игры, опора на вербальный образец. Средствами обучения являются дидактические материалы, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использования в целях развития практики общения детей.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

#1044;идактические игры и упражнения на развитие понимания речи: «Узнай по описанию», «Найди картинку по инструкции» и др.

#1059;пражнения на активизацию словаря: «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение (рифму) одним словом», «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Что из чего?», «Какой сок?», «Какая конфета?», «Чей подарок?» и др.

#1059;пражнения на закрепление грамматических форм: «Исправь ошибку», «Скажи правильно», «Составь предложение из слов…», «Чей малыш?», «Чьи уши, чей хвост?» и т. п.

#1059;пражнения, развивающие внимание, память, мышление: «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Найди отличия», «Чего не стало?», «Угадай-ка», «Четвертый лишний», «Путаница» и т. п.

Игры на развитие внимания, памяти, мышления часто используются традиционные, но с учетом отрабатываемого словаря и грамматической категории. Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет достичь образовательных целей, а также поддерживает интерес ребёнка к занятиям.

Таким образом, считаю, что своевременное, систематическое формирование лексико-грамматического строя языка ребенка, является важнейшим условием его полноценного речевого, общего психического развития и, соответственно, готовности к школьному обучению.

Список источников и литературы:

  1. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.
  2. Н.Э. Теремкова «Логопедические задания для детей с ОНР»
  3. Н.В.Нищева «Занимаемся вместе»
  4. О.С. Гомзяк «Говорим правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлено фронтальное лексико - грамматическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Посуда"...

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлен конспект фронтального занятия посовершенствованию лексико-грамматических представленийв подготовительной группе детей с ОНР по теме "Мебель"...

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

Дидактические игры для совершенствования лексико-грамматической стороны речи у детей ( по лексическим темам).

Дидактические игры по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста (по лексическим темам)ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?»Цель: закрепить понятие об осенни...

Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речево...

Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи «Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажи...