Развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тарасова Инна Геннадьевна

Пособие для педагогов, логопедов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий  у детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                 Тарасова Инна Геннадьевна,

                                                             учитель-логопед  МДОУ №18, д.Островцы.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания для родителей по развитию лексико- грамматических категорий.....7

Игры........................................................................................................................14

Конспект фронтального занятия по развитию  связной  речи  и  лексико-грамматических категорий  в подготовительной группе по теме «Деревья»…………………………………………………………………………………………………….....18

ИТОГ.......................................................................................................................21

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................22

                   

Введение

   Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.                                                                                                                      На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.                                                                                   Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева.      Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.               Формирование словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Основная цель - ввести в речь детей названия                      

предметов и некоторых действий с ними. Эту роль выполняют занятия -демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия, где  широко используются игровые приемы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие, и т. п. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми.                                                                                                                Дальнейшее развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами. В словарь вводятся слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Главное внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).                                                                              Старших дошкольников обучают также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).                                                                                                               Таким образом, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.                                                                           В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.).

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.                                                                                                                   В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных), глаголов  (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов), подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.  Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее в связной речи.                                                                                          Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.                                                      Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи

простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.                                                                       Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.                                                                                                                         Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.                                                                                                 Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы, консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы.

По каждой лексической теме я разработала задания, которые родители выполняют со своими детьми, а также подобрала игры для развития лексико-грамматических категорий, в которые родители могут играть дома со своим ребёнком.

Практическая часть

Задания для родителей по развитию лексико- грамматических категорий.

                                                       

                                                             Тема «Осень.»

     Задание 1. Родителям рекомендуется:

вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

перечислить как можно больше признаков осени.

Задание 2.   ЗАГАДКА:

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

Задание 3. Подобрать как можно  больше  признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая ... .

Задание 4. «Подбери предметы к признакам». Осенний - день, ... . Осенняя - погода, ... . Осеннее - небо, ... . Осенние - дожди, ... .

Задание 5. Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (понимание причинно-следственных связей).

  • Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.
  • Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

Задание 6. Ответить на вопросы по теме «Осень».

Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?

Где цветы завяли? Листья падают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Задание 7. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».

Тема «Деревья.»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;

научить различать их;

обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;

найти в природе листья деревьев разного цвета;

Задание 2. Отгадать загадку (выучить по выбору).

  • Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
  • На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)
  • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  • Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
  • Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Задание 3. Объяснить ребенку значение слова листопад.

Задание 4. Ответить на вопрос: «Чем отличается дерево от кустарника?»

Задание 5. Дидактическая игра «Назови лист» (образование относительных прилагательных): лист березы - березовый, лист клена - ..., лист осины - ..., лист липы - лист рябины - ....

Задание 6. Подобрать родственные слова: лист - листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад;.

Задание 7. Подобрать действия к предмету: листья - вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.

Задание 8. Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под.

Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист. ... корзиной лежал красивый маленький лист клена.

Тема «ОВОЩИ» 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные овощи;

обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

рассказать, где и как растут овощи (в огороде, на земле, в земле);

по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи там продают;

рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, редис, черника.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: тыква (какая?) - ..., помидор (какой?) - ... .

Задание 4. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах.

Задание 5. Ответить на вопрос: Что едят  сырым, жареным, вареным?

Задание 6. Составить описательные  рассказы  об  овощах:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 7. Составить сравнительные рассказы об огурце и помидоре.

Задание 8. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы... . Мама помыла овощи, чтобы...  . Мама купила в магазине морковь, чтобы... .

Задание 9. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла - вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук - собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок - крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание 10. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».

Тема «Фрукты» 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты, назвать их;

обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

рассказать, где и как растут фрукты.

рассказать ребенку, что можно приготовить из фруктов (варенье, компот, сок, салат…) Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак»: яблоко (какое?) - ..., груша(какая?)        Задание  3. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о фрукте): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 5. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки о фруктах.

Задание 6. Образование относительных прилагательных по теме «фрукты»: сок из яблок - яблочный, варенье из яблок - яблочное, начинка для пирога из яблок - яблочная и т.д.

Задание 7. Составить описательные  рассказы  о фруктах по плану:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 8. Составить сравнительные рассказы о яблоке и лимоне.

Задание 9. Составить предложение из слов:

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Груша, расти, сад, в.

Вишня, тарелка, лежать, на.

ИГРЫ

«ПРИДУМАЙ»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Описание игры. Взрослый произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Ребёнок придумывает с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп».

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Взрослый может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

 «КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

«КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный.
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

«СКАЖИ КАКОЙ»

Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) - ... белый, сладкий; снег - ..., лимон - ….

«НА ВЫСТАВКЕ»

Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

«ЗАГАДКА»

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

Вариант игры

Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

 «ЗАДУМАЙ СЛОВО»

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:
он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок);
он красивый, голосистый, кукарекает (петух);
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка);
оно белое, плывёт по небу (облако).

«КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?»

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица;
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель;
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик;
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;
высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;
круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

Фронтальное занятие по развитию   связной                              речи  и  лексико-грамматических категорий                                                      в подготовительной группе.

Тема: «Деревья»

Цели:

коррекционно-образовательная:

—        обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;
  • развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

—обобщать знания о деревьях;

коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки деревьев, схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2.        Объявление темы.

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

3.        Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

  • Рассмотрите картинку.
  • Как называется это дерево?
  • Какое оно по величине?
  • Где чаще всего растет?
  • Из каких частей состоит?
  • Какую пользу может принести людям?
  • Как изменяется в разные времена года?
  • Что можно сделать из этого дерева?
  • Почему люди сажают деревья на улицах города?

4. Физкультминутка

Листья осенние

тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся,

Приседают.

И под ногами

шуршат, и шелестят,

Движения руками вправо,
влево,

Будто опять

закружиться хотят.

Поднимаются, кружатся.

5.        Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

 Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6.        Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

7.Упражнений по развитию лексико – грамматической стороны речи

Логопед говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот.

дуб - дубы        сосна - сосны

ель - ели        каштан - каштаны

клен - клены         береза - березы

осина - осины        рябина - рябины

Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? (Сосна, ель.) Почему? Дуб, каштан, клён, осина, рябина осенью желтеют и роняют ЛИСТЬЯ - это лиственные деревья. А сосна и ель всегда зеленые - это хвойные деревья.

8.        Итог занятия.

  • О каких деревьях говорили?
  • Какие бывают деревья?
  • Что люди могут сделать из дерева?

ИТОГ

        Исходя из результатов практической работы, могу сделать вывод, что для  развития и совершенствования лексико-грамматических конструкций  и активизации словаря у детей необходимо использовать больше наглядности, игровых приёмов и упражнений, развивать знания и представления об окружающем мире.

Список литературы:

  1. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112с.
  3. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.
  4. Гординская И.В. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников.- Статья, Социальная сеть работников образования hsportal.ru
  5. Гомзяк О.С. Говорим   правильно.   Конспекты   занятий   по   развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  6. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Игры на развитие лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ТЕМУ :  «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста» ГБУ ДО ЦППМСП...

Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...