Консультация для педагогов ДОО "Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОО от учителя-дефектолога: "Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок"
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о простом, но очень эффективном инструменте, который может стать настоящим помощником в развитии детей дошкольного возраста – прищепках. Казалось бы, обыденный предмет, но в умелых руках педагога он превращается в средство для увлекательных сенсорных игр, способствующих развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений, а также формированию многих других важных навыков.
Почему именно прищепки?
- Доступность и дешевизна: Прищепки есть практически в каждом доме и детском саду.
- Многофункциональность: Их можно использовать для самых разнообразных игр и заданий.
- Стимуляция мелкой моторики: Захват, сжимание и отпускание прищепки – это отличная тренировка для пальчиков.
- Развитие тактильного восприятия: Различные текстуры прищепок (деревянные, пластиковые, с резиновыми накладками) позволяют детям ощущать разные поверхности.
- Формирование координации "глаз-рука": Точное попадание прищепкой в нужное место требует согласованной работы зрительного и двигательного аппарата.
- Развитие силы пальцев: Регулярные упражнения с прищепками укрепляют мышцы кисти и пальцев, что важно для дальнейшего освоения письма и других навыков.
- Стимуляция познавательной активности: Игры с прищепками часто связаны с решением задач, что развивает логическое мышление и внимание.
- Эмоциональное развитие: Успешное выполнение заданий приносит детям радость и уверенность в своих силах.
Основные направления использования прищепок в сенсорных играх:
- Развитие мелкой моторики и силы пальцев:
- "Покормим птичек": Нанизывание прищепок на картонную фигурку птички (с прорезями) или на веревочку.
- "Собери урожай": Прикрепление прищепок к краям корзинки или тарелки.
- "Помоги цветочку расцвести": Прикрепление прищепок к лепесткам нарисованного цветка.
- "Стирка": Прикрепление прищепок к веревке, имитируя развешивание белья. Можно использовать маленькие кусочки ткани.
- "Сортировка по цвету/форме": Прикрепление прищепок определенного цвета или формы к соответствующим карточкам или предметам.
- "Сделай узор": Прикрепление прищепок по определенному образцу на картоне или другой основе.
- Развитие тактильного восприятия:
- "Найди пару": Использование прищепок с разной текстурой (гладкие, шершавые, с резиновыми накладками). Дети должны найти одинаковые по тактильным ощущениям прищепки.
- "Сенсорная коробка с прищепками": Наполнение коробки различными материалами (крупы, пуговицы, бусины) и прищепками. Дети могут искать прищепки, сортировать их, прикреплять к предметам в коробке.
- "Прищепки-животные": Прикрепление прищепок к изображениям животных, чтобы создать им "шерсть", "иголки" или "крылья".
- Развитие координации движений и зрительно-моторной координации:
- "Попади в цель": Прикрепление прищепок к мишеням разного размера и формы.
- "Построй башню": Прикрепление прищепок друг к другу, создавая простые конструкции.
- "Дорожка из прищепок": Выкладывание дорожки из прищепок на столе или полу.
- "Застегни одежду": Использование прищепок для "застегивания" картонных или тканевых деталей одежды.
- Развитие речи и познавательных процессов:
- "Назови и прикрепи": Педагог называет предмет или признак, а ребенок должен прикрепить прищепку к соответствующему изображению или карточке. Например: "Прикрепи красную прищепку к яблоку", "Прикрепи прищепку к самому большому кругу".
- "Счет с прищепками": Прикрепление определенного количества прищепок к карточке с цифрой или изображением предметов.
- "Противоположности": Использование прищепок для обозначения противоположных понятий. Например, прикрепить прищепку к изображению большого предмета и к изображению маленького предмета, обсуждая разницу.
- "Составление историй": Дети могут использовать прищепки для иллюстрации сюжета рассказа или сказки, прикрепляя их к картинкам или создавая простые композиции.
- "Загадки с прищепками": Педагог описывает предмет, а ребенок должен найти и прикрепить прищепку к его изображению.
- Развитие творческих способностей:
- "Создай персонажа": Использование прищепок для декорирования картонных заготовок, превращая их в забавных человечков, животных или роботов. Можно использовать цветные прищепки, приклеивать к ним глазки, носики.
- "Картины из прищепок": Создание аппликаций и картин, где прищепки выступают в роли элементов изображения (например, перья у птицы, иголки у ежа, лучи у солнца).
- "Украшение для кукол": Прикрепление прищепок к одежде кукол, создавая оригинальные узоры или имитируя пуговицы и застежки.
Рекомендации для педагогов:
- Разнообразие материалов: Используйте прищепки разного размера, формы, цвета и текстуры. Деревянные, пластиковые, с резиновыми вставками – каждый вид прищепки несет свою сенсорную нагрузку.
- Безопасность: Убедитесь, что прищепки не имеют острых краев и мелких деталей, которые ребенок может проглотить. Для самых маленьких лучше использовать крупные прищепки.
- Индивидуальный подход: Учитывайте возрастные особенности и индивидуальные потребности каждого ребенка. Начинайте с простых заданий и постепенно усложняйте их.
- Игровая форма: Все упражнения должны проходить в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес и желание участвовать.
- Поощрение и поддержка: Хвалите детей за старание и успехи, даже если результат не идеален. Создавайте позитивную атмосферу.
- Интеграция с другими видами деятельности: Прищепки можно использовать в комплексе с рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.
- Создание дидактических пособий: Педагоги могут самостоятельно изготавливать разнообразные пособия с использованием прищепок: карточки с заданиями, игровые поля, наборы для сортировки.
Примеры дидактических пособий:
- "Цветочная поляна": Картонное поле с нарисованными цветами, у которых есть прорези для прикрепления прищепок-лепестков.
- "Счетные дорожки": Карточки с изображением предметов и цифр, к которым нужно прикрепить соответствующее количество прищепок.
- "Животные и их шерсть/иголки": Картинки животных, к которым дети прикрепляют прищепки, имитируя шерсть, иголки, перья.
- "Сортировочные коробки": Коробки с отверстиями разного цвета или формы, куда дети должны прикрепить прищепки соответствующего цвета или формы.
Заключение:
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок – это простой, доступный и невероятно эффективный способ развития детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию базовых навыков, необходимых для успешного обучения и адаптации в обществе. Включая эти простые игры в свою педагогическую практику, вы сможете сделать процесс обучения более увлекательным, развивающим и радостным для каждого ребенка.
ПРИМЕРЫ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ
Зубастики
Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.
Оборудование: четыре прищепки основных цветов, силуэты помидора, груши, сливы, огурца, вырезанные из цветного картона.
— Жили-были разноцветные зубастики. Ребята, назовите, какого они цвета? (Красного, желтого, зеленого и синего.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за грушей полез на забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Дети угощают зубастиков овощами и фруктами.
Гномики
Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.
Оборудование: пять картонных коробочек красного, желтого, зеленого, синего и белого цвета, прищепки аналогичного цвета.
Перед детьми ставятся на стол пять коробок красного, желтого, зеленого, синего и белого цвета с прищепками.
Гномики.
Жили веселый гномики каждый в своем домике
Педагог высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:
Пошли гулять гномики и перепутали домики
Вы им скорей помогите в домики их проводите.
Дети прикрепляют прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.
Коробочки
Цель: обучать детей сличению предметов по цвету. Оборудование: четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого цвета.
1 вариант (для индивидуальной работы)
Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их соответственно цисту приклеенного на дно кружка.
II вариант (для подгрупповой работы)
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог.
На донышке коробки огонек горит.
Какие брать прищепки, он нам говорит.
Ты выбирай, не путай, внимательно смотри,
Такую же по цвету прищепку прикрепи.
Разноцветные линеечки.
Дети надевают прищепки соответствующего цвета правой рукой на края (сличая цвета), держа линейку в левой руке. Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой.
Найди свой цвет (разноцветный круг).
Дети прикрепляют прищепки соответствующего цвета на круг: сличают цвет, называют цвет. Можно чередовать выполнение упражнения как правой так и левой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой активности посредством игровой деятельности с использованием прищепок
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга и стимулирования речевой активности. Существует множество способов, как ...

Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста
Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...

Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...

Консультация для педагогов «Кинезиология - наука будущего» «Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: "Применение игр и игровых упражнений с использованием массажёра Су-Джок для развития речи детей дошкольного возраста"
В консультации представлены приемы работы и система игр с мячиком Су-Джок для детей дошкольного возраста...
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок
Главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками — это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «.....

Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок.
Цель данных игровых упражнений в сличении предметов по цвету, закреплении названия основных цветов, уточнении пространственных ориентиров, координации речи и движений....