Знакомство с живописью
материал (старшая группа)

Трунова Марина Сергеевна

конспект занятия по знакомству детей с живописью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ps_kartinnaya_galereya_v_dou.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

«Современные подходы в организации художественно – эстетического воспитания дошкольников»

Сообщение:

«Знакомство дошкольников с живописью»

Разработала воспитатель

Трунова Марина Сергеевна

Вихоревка, 2023 г

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» (Сухомлинский)

Актуальность

Казалось бы, 21 век – век компьютерных технологий, у детей есть всё для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то встречается всё больше и больше детей с речевыми нарушениями (односложная речь, бедная речь, недостаточный словарный запас, дети не могут дать развернутого ответа на заданный вопрос). В целом можно назвать уровень речевого развития, как неудовлетворительный. Особое место живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребёнка – показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Основная часть

Развивать у детей интерес к живописи. Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности. Учить соотносить выражения настроения в цвете. Развивать описательную речь.

Одна из основных целей нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания, так как художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.

В сентябре наш Детский сад «Сказка» стал инновационной площадкой федерального уровня по теме «Картинная галерея в детском саду».

Закончив обучение на кусах повышения квалификации по теме площадки, свою работу по знакомству детей с живописью я начала практиковать с детьми старшего дошкольного возраста. Процесс ознакомления детей с картинами (по рекомендации научного руководителя Чумичевой Раисы Михайловны) я разделила на несколько этапов:

1 этап. Рассказ – беседа «Кто такой художник?»

Цель: Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями, воспитывать интерес к профессии художника.

«Замечательная профессия – художник. Стоит ему взять бумагу или холст, краски, кисти… Ничего не было на бумаге, но вот появились первые линии. Одна, другая, третья…Бежит кисть по бумаге дальше, и вдруг…голова мальчика. Так на глазах совершилось чудо. Художник может нарисовать всё: дом, лес, людей. Художники пишут картины по своему замыслу. Как писатели. Пишут о детях, о взрослых, о весёлых и грустных, беспечных и задумчивых. Пишут о строительстве. Посмотрят на такую картину и узнают, как людям трудно было строить железные дороги, дома, но они построили. Многим, наверное, захочется быть такими же сильными, мужественными, готовыми преодолевать любые трудности.

В создании картин художнику помогают верные друзья: краски, кисти, бумага, карандаши. Один художник возьмет темные краски – получится картина тревожная, печальная, грустная. Другой пишет красками разного цвета – и картина играет всеми цветами радуги, так весело, радостно, хочется смеяться. Творить такое волшебство не каждому дано, лишь тем, кто умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, важное и нужное людям.»

2 этап. Искусствоведческий рассказ

Цель: Знакомство детей с картиной через искусствоведческий рассказ педагога, который обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

На занятиях с детьми я использовала картину Виктора Васнецова «Алёнушка». Мой искусствоведческий рассказ был следующим:

«Летом 1880 года художник проживал в усадьбе Ахтырка. Там и началась история картины Васнецова «Аленушка». Он встретил девушку, которая поразила необычайной красотой и грустью в глазах. Так у Виктора Михайловича впервые возникла мысль о создании картины, на которой была бы изображена героиня русской сказки. На первом плане картины мы видим сидящую на камне у реки девушку, которая выглядит одиноко и печально. Позади девушки стоит темный лес, хмурое небо. И вся картина написана темными красками, что передаёт настроение Аленушки. Какую сказку напоминает? Что вспомнилось глядя на нее? Подумайте, почему художник подобрал для картины больше темных красок? Пофантазируйте, о чем говорит с ней речка? А может в темном лесу кто-то прячется? Обратите внимание на босые ноги девочки-сиротки, о чем это говорит? Как одета Аленушка? Как природа сочувствует девушке? Посмотрите на елочки – они дрожат. Им очень жаль бедную сироту. А желтые листики осины смотрят на девочку, вот-вот сорвутся и сядут ей на плечи. Обратите внимание на небо, что можно сказать о нем? Какие чувства вызывает у вас Аленушка?»

3 этап. Игровая деятельность по закреплению знаний о художнике и картине

Цель: закрепить знания о художнике, картине. Развитие мелкой моторики рук. Развивать любовь и интерес к живописи. Развивать наблюдательность. Учить выделять главное в произведении, давать психологическую характеристику образу. Учить детей сопереживать.

1) Дидактическая игра «Собери картину»

Две копии картины «Аленушка» разрезаются на несколько частей. Детям предлагается разделиться на две команды и на скорость собрать произведение искусства.

2) Дидактическая игра «Живая картина»

Детям предлагается оживить картину «Аленушка», для этого между детьми  распределяются роли (Аленушка, речка, осинка, ветер, лягушки, ёлочка, солнышко, облака), я читаю небольшой рассказ о картине, а дети выполняют прочитанное:

«Целый день бродила Аленушка в поисках брата, аукала, все ноги избила. Уставшая и грустная присела на камушек, обхватила колени и задумалась, глядя на речку. А речка журчала, переливалась, и как бы утешала Аленушку, легонько обливала ее ноги прохладной водой. На берегу стояла осинка, тянула к ней веточки, шелестела листьями, словно что-то шептала. Легкий ветер покачивал траву, где слышалось квакание лягушек. Вдали стояли ёлочки, тесно друг к другу, дрожали, словно чего-то боялись. Летнее солнышко закатилось за тёмный лес. Легкие облака плыли по небу и хотели вот-вот заплакать. Тихо и грустно замерла эта картина.»

Подобным способом, с учётом времени года и погодных изменений, с детьми рассматривалась картина Исаака Ильича Левитана «Лес». На картине изображен заснеженный густой лес. С детьми прошло занятие по изодеятельности с целью передать картину на лист бумаги нетрадиционным способом – рисование ватными палочками. Все работы получились особенными, индивидуальными и не похожими одна на другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с живописью.Морские пейзажи"

Конспект разработан для расширения и уточнения представлений детей об изобразительном искусстве, развития целостного и эмоционального восприятия живописи....

"Знакомство с живописью"

Материал для ДОУ...

Картотека художественного слова при знакомстве с живописью

Педагоги: Попова А.С., Казак Г.Ю., Васильева Е.Е....

Конспект занятия для детей средней группы «Знакомство с живописью»

Конспект занятия для детей средней группы«Знакомство с живописью»Цель: освоить методику ознакомления детей дошкольного возраста с произведением живописи.Задачи: Образовательные: Рассказать...

Конспект НОД в средней группе по теме: «Знакомство с живописью» Автор: Проняева О.В..

Конспект НОД в средней группе по теме: «Знакомство с живописью»Автор: Проняева О.В..Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «...

Знакомство с живописью. Осень в картинах художников.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 1 «Сказка» пгт. Джубгамуниципального образования Туапсинский район...