Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»
проект (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире; как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности.  Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Данный проект и направлен на знакомство детей с архитектурой России и родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_arhitektury.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Педагогический проект для старших дошкольников   «В мире архитектуры»

Составила: Лазарева

Наталья Анатольевна

Самара, 2024

Педагогический проект для старших дошкольников   «В мире архитектуры»

        Актуальность. Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире; как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности.  Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений.

        Предметно-архитектурное пространство, в которых живет ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному краю,  в воспитании патриотизма, уважения к художественному творчеству мастеров. Мы живем в России, которая является кладезью архитектурных памятников. Великолепие ансамблей жилых зданий, храмов и церквей и многое другое превращает нашу страну в музей под открытым небом.

        Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольников, в развитии его познавательной сферы.

        Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, долгосрочный.

        Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

        Проблема: когда мы ходим по улицам поселка, города, видим разные здания: жилые помещения, церкви, поликлиники, театры, музеи, школы, детские сады и прочее. Возникает вопрос: почему все здания разные? Кто их спроектировал? Кто такой архитектор?  Что такое архитектура?

        Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей посредством знакомства с архитектурой как видом искусства.

        Задачи:

Образовательные:

- формировать и обобщать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре;

- познакомить детей с историей строительства домов с древних времен до наших дней;

- расширять и обогащать представления детей об особенностях конструирования домов в зависимости от природных условий;

- учить выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы и другие элементы декора;

- дополнить знания детей об основных строительных профессиях;

- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков и творческих способностей.

Развивающие:

- развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений;

- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение), конструктивные способности;

- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорции), творчество

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений;

- воспитывать интерес к профессиям взрослых, окружающему миру;

- воспитывать интерес к архитектуре как виду искусства

        Ожидаемые результаты:

- дети имеют представления об архитектуре и архитекторе;

- знают и называют строительные профессии;

-умеют создавать эскизы, возводить по ним здания;

- используют полученные знания об архитектуре в игровой и продуктивной деятельности;

- умеют описывать архитектурный объект, его внешний облик, использовать в речи художественные эпитеты;

- проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях;

- называют разновидности архитектуры (парковая, сказочная, старинная) и отмечают необычные интересные элементы здания (наличники, рельеф, конёк, арки и прочее)

Реализация проекта

1 этап – подготовительный

- Обсуждение с родителями проекта, выявление средств и возможностей для его реализации

- Составление плана проектной деятельности

- Подборка методической и художественной литературы, иллюстративного материала, энциклопедий

- Создание картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр

2 этап – основной

Познавательное развитие

- ООД «Знакомство с архитектурой», «Наш детский сад», «»Мы в беседке сидим», «Архитектура зданий» (цикл занятий), «Знакомство с первобытными поселениями»

- Просмотр презентаций «История архитектуры», «Удивительные дома мира», «Архитектура Самары», «Стили архитектуры и элементы декора», «Профессии на стройке»

- Рассматривание иллюстраций «Городской и сельский пейзаж», «Ландшафтный дизайн»

- Д/и «Дом и его части», «Из какого материала сделано?», «Что было сначала,  что потом», «Угадай»

- Развивающие диалоги «Что ты знаешь об архитектуре», «Садово-парковая архитектура», Архитектура Самары», «Шаболовская башня – символ русского радио и телевидения», «Великие башни мира», «Современные шедевры мира», «Строительные профессии», «Из истории архитектуры. Деревянные шедевры. Зодчие»

- Просмотр видеофильма «Деревянное зодчество»

Социально-коммуникативное развитие

- Д/и «Знатоки родного поселка (города)», «Угадай по описанию», «Где находятся памятники»

- С/р/и «Стройка», «Улицы города», «Проектировочное бюро», «Построим замок»

Речевое развитие

- Составление описательных рассказов о домах, в которых живут дети

- Составление творческих рассказов «Дом моей мечты»

- Игровая ситуация «Если бы я был архитектором…»

- Чтение художественной литературы: Шалаева Г. П. «Архитектор», Емельянова О. «Новый город», «Всех профессий очень много»

- Отгадывание загадок по теме «Дом и его части», «Строительные профессии»

- Составление альбома с рассказами и рисунками детей «Город, где я живу»

Художественно-эстетическое развитие

- Конструирование «Дома мира», «Дом моей мечты», «Здания бывают разные»

- Аппликация «Дома на нашей улице», «Терема и башни», «Замок для рыцарей», «Витражи»

- Рисование «Домики трех поросят», «Сказочные дома», «Достопримечательности Самары», «Избушка лубяная и ледяная», «Украсим окно», «Тайны египетских пирамид», «Беседка», «Город весной»

- Пластилинография «Сказочный теремок», «Избушка Бабы Яги»

- Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Кошкин дом», «Три поросёнка»

- Составление фотоальбома «Интересные здания Самары»

- Ручной труд «Дома и замки», «Русская изба», макет парка

- Рассматривание репродукций картин В.Васнецов "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка", "Белокаменный кремль при Д.Донском»; И.Левитан "Над вечным покоем"; Б.Ольшанский "Алеша Попович  и Елена краса", "Городская улица 17 века"; В.Поленов "Старая мельница"; Ю.Клевер "Пейзаж с избушкой"; А.Максимов "В усадьбе князя", А. Вилков «Троице Сергиева Лавра», М.Воробьев "Исаакиевский собор"

Работа с родителями

- Консультации «Зачем нужно знакомить дошкольников с архитектурой?», «Архитектура. Стили архитектуры», «Знакомим старших дошкольников с архитектурой Самары»

- Экскурсии с детьми по городу, к памятникам архитектуры

- Деловая игра «Путешествие по родному городу»

- Изготовление макета родного поселка

        3 этап – заключительный

- Выставка детских работ «Макет родного поселка»

- Викторина «Знатоки архитектуры»

        Выводы.

В результате данного проекта у детей вырос уровень знаний и представлений об архитектуре. Приобщение к культуре родного города и страны повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. по результатам работы была выявлена положительная динамика в партнерском взаимоотношении родителей детей и детского сада. Родители воспитанников стали верными друзьями детям и помощниками воспитателей.

Список литературы

  1. Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 144с.
  2. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие. - Москва : Пед. о-во России, 2005. – 96с.
  3. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
  4. Комарова Т. С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016 — 128 с.
  5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе  группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016 — 112 с.
  6. Куцакова А. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
  7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация.  – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"

Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...

Проект «Ознакомление старших дошкольников с миром неживой природы через экспериментальную деятельность

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности....

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...

Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»

Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк.          Мы живем во в...

Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»

Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в о...