Опыты
опыты и эксперименты

Халикова Зульфия Гумаровна

занимательные опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_mikroby.docx449.17 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад "Солнышко"

с.Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области

Адрес: 632270 с. Кыштовка Кыштовский район ул. Садовая, 2/1

тел: 8-383-71-21-915

Экспериментальная  деятельность

«Лаборатория профессора Знайкина»

Подготовила

высшей  квалификационной

категории воспитательХаликова З.Г

Кыштовка-2022 г.

Цель:

Формирование  основздорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

 

 Задачи:

Развивающие

1. Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.

2. Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

Обучающие

3. Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.

4. Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология

Воспитательные

5. Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.

6. Создать условия для перевода  полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые  привычки  

Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, белый халат, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация «Как выглядят микробы»

Ход мероприятия:

Организационный момент: Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма  из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент: Незнайка, переодетый в профессора сидит около микроскопа, как будто в него смотрит и  бубнит:«Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».

Воспитатель:Незнайка, что ты делаешь? (Желательно чтобы дети спросили «Что вы делаете?»).

Незнайка: Вы хотите  знать, что я делаю. Вот все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю.  Значит,  их нет.

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

 И. Обыдённый«Вирусы вреднилусы»

Г. Кружков)   «Микроб — ужасно вредное животное»

Незнайка:  Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина  и в путь.

Воспитатель: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей  планете миллиарды миллиардов. Дажев нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном  отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким  шустрым  и маленьким, мы бы обязательно увидели  микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология.И как они выглядят,  я предлагаю вам посмотреть.

Презентация «Как выглядят микробы»

 Воспитатель: Вредные  микробы  находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы  разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт:

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки  индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало  ко рту.

Проверьте чистое ли ваше  зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много,  много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей,    могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой,  воспользоваться салфеткой)

  1. Опыт:

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

  Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого  руки в  мишуре. Красивые, такие   блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда  вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишурас ваших рук  как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который  не болел, но набрал этих  микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот  платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

 

3 Опыт:

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои.  Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан  к соседу свою воду, второй потом отдает  ее обратно. В результате этих действий вода  становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много  чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

  1. Опыт:

Хотите проверить, ребята,  что на  ваших руках имеются микробы.

Оборудование:  стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона,  лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим  опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим  микробов, будем их ловить. Кто  не боится. Что у меня в   руках? (белая бумага)  На ней есть какие-нибудь следы?   Нет.  2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело  вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся.   Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится,  если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга,  следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели  по всей ладошке. Но мы поймали их.

  1. Опыт:

 И как же от них спастись?

Оборудование:

Чаша с  подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый?  Опускай  руки в чашу.  Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все  встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще  потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя  чистые? Нет. Сильнее полощи.  А может, помоешь тщательно с мылом.  После каждого действия  дети  рассматривают мучные руки   через лупу.   До тех пора руки не будут чистые.  

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята,  а вода   в тазу стала какая?   Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Физкультурная пауза «Микробы  полезные и злые»

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и  приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных  микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

  1. Опыт: (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде.  Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят  кушать снег. Посмотрите,  я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

 Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое   у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся  йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода?  Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой.  Мы наливаем  йод.

Вывод: в  стакане с чистой водой вода становится под цвет йода.  В   другом стакане  (крахмальная вода)  вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость  главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное,  что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя.  Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице,  и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

  1. Опыт:

Оборудование:  кефир, сыр, сметана  как продукт жизнедеятельности  молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска,  сдобные булочки, хлебные кусочки  на тарелочке, завернутые  в пищевую пленку, прокисшее   молоко.

Мы с вами уже говорили о том что, микробы бывают  полезные и вредные. Мы читали о том, как Петька микроб делал кефир. А что же получилось у нас? Сейчас  мы это не только проговорим, но и увидим. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента,  спрятали  ото всех  кусочки сырого хлеба и кружку молоко. Сегодня утром мы поставили на батарею  микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли,  чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем?   Проверяем,   выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микробы или вредные посмотрим? (на выбор детей). Рассматривание плесени,  дрожжевого теста, прокисшего молока.

Вывод:    

- Плесневые микробы  ни трогать,  ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов.  Оно помогает от очень многих  инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

- Ребята, посмотрите,  белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.  

- Как поднялось наше  тесто. Это выросли микробы. Сначала  их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

  1. Опыт:

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта,  высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые  очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице.   Чем же полезно  молоко? В нем тоже   есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и  мы сейчас снова поставим длительный эксперимент.  Перед вами два яйца.  Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но  кислота,  которая находится в нашем организме, может разрушить кальций,   и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома  не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы  капнуть уксусную кислоту.Зубы  растворяться).  Сейчас мне будут помогать те,  кто    чистит дома зубыОн намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим  наши яйца в чашу  с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы.  Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе,  я  предлагаю вам теперь очень полезный полдник,  который  подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка.  Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше  одно  яйцо подготовить заранее,  продержав его дня  два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной  пастой, стало мягкое. А яйцо,  которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

 Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!  

Рефлексия.

Что нового и интересного вы сегодня. Какие решения вы для себя приняли. О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе.  Чтобы еще  хотели узнать о микробах? Для того чтобы информация, полученная сегодня у вас сохранилась, и мы могли ею поделиться с другими ребятами я предлагаю вам сделать журнал «Микробы и что я о них знаю». Дома с мамой и папой оформить страничку, мы соберем их и будем рассматривать.  И я думаю, что узнаем еще много интересного.  

Ну а в завершение нашего мероприятия я предлагаю вам оценить свою работу: если наши опыты были полезными и интересными, поместите полезные микробы  в зеленую пробирку. Если Вам было скучно и не интересно- в красную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...