Консультация: Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством волонтерства
консультация

Ксения Александровна Брусенко

В дошкольном образовании одной из задач, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выступает задача развития социальных качеств детей, в число которых входит и ответственность (пункт 1.6.6).

Проблема формирования у детей дошкольного возраста ответственности всегда актуальна. В настоящее время перед нами стоит цель не просто обучить детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, но и сформировать у них способность и готовность жить в современном обществе, эффективно взаимодействовать с другими людьми и решать жизненные ситуации. Именно поэтому очень важно воспитывать в детях ответственность.

Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или домашнее задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям. Поэтому необходимо с раннего возраста детей прививать им чувство ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством волонтерства

Брусенко Ксения Александровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №40 «Калинка»

В дошкольном образовании одной из задач, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выступает задача развития социальных качеств детей, в число которых входит и ответственность (пункт 1.6.6).

Проблема формирования у детей дошкольного возраста ответственности всегда актуальна. В настоящее время перед нами стоит цель не просто обучить детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, но и сформировать у них способность и готовность жить в современном обществе, эффективно взаимодействовать с другими людьми и решать жизненные ситуации. Именно поэтому очень важно воспитывать в детях ответственность.

Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или домашнее задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям. Поэтому необходимо с раннего возраста детей прививать им чувство ответственности.

Дошкольное образование считается первым уровнем системы современного российского образования. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, происходит формирование предпосылок ее дальнейшего социально-нравственного развития

Ответственность, как волевое качество необходимо ребенку-дошкольнику для будущей школьной жизни. В школе детям приходится делать то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого надо будет отказаться от чего-то интересного и приятного, надо будет преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как самостоятельность, свобода выражения собственных мыслей, инициативность. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого, группы сверстников. Одним из способов воспитания ответственности у ребенка является волонтерская деятельность.

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС ДО.

Волонтёрская деятельность – это добровольно осуществляемая деятельность, объединяющая детей в желании делать добро безвозмездно, которая идет на благо общества, она позволяет детям почувствовать свою важность и значимость.

Волонтерство с раннего возраста развивает в ребенке эмпатию и чувство сопричастности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности за свое сообщество. Идея волонтерских инициатив проста: мы живем вместе, а значит разделяем ответственность за наше общее благополучие, помогаем друг другу и вместе решаем глобальные проблемы. Участвуя в волонтерских акциях, дети учатся познавать окружающий мир.

Волонтёрская деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть направлена на развитие ответственности детей. Посредством волонтерской деятельности у ребенка формируются навыки сотрудничества, умение договариваться, положительное отношение к миру, ребенок учиться проявлять инициативу и самостоятельность, а также нести ответственность за свои действия.

Организацию волонтерской деятельности старших, подготовительных групп детского сада можно разделит на три этапа:

1 Этап – подготовительный. Он является ознакомительным, детям даются понятия «Волонтер», «Волонтерская деятельность», формируются начальные представления о роли волонтерской деятельности в обществе. На данном этапе мы с ребятами проводили беседы, читали художественную литературу, обсуждали идеи добрых дел.

2 Этап – основной. Этот этап является практическим и включает в себя реализацию самой волонтерской деятельности, это участие в акциях, помощь ребятам из младших групп, наши добрые дела.

Помогая младшим дошкольникам, у детей появится чувство ответственности и повышается уверенность в себе. Каждый получает внутреннее удовольствие от своей работы, появляется желание решать новые, более сложные познавательные, коммуникативные и деятельностные задачи. Своим примером и конкретной помощью волонтеры обучают детей навыкам ухода за собой, совместной игры в группе и на прогулке, знакомят с принципами и традициями детского сада. Все это способствует формированию позитивных, дружеских, коллективных отношений.

Во время основного этапа, мы с детьми принимаем участие в различных акциях. Совместно с библиотекой мы организовали акцию «Книжки детям», ребята с родителями приносили книги, те что они готовы пожертвовать в библиотеку для чтения другим детям.

 При поддержки молодежного центра нашего города, мы с ребятами провели акцию «Безопасная дорога». Ребята самостоятельно своими руками создали светоотражающие значки и раздали их всем детям нашего детского сада, рассказывали о важности ношения светоотражающих элементов в осенне-зимний период времени, когда световой день короткий.

Дети нашего волонтёрского отряда «СУПЕРгерои» построили крепость для зимних игр и забав для детей нашего сада. Играли с младшими ребятами и учили их делать снежки.

Совместно с партией «Единая Россия» наши ребята приняли участие в акции «Письмо солдату». Ребята подготовили открытки и написали письма солдатам в преддверии нового года, повторно провели акцию перед 23 февраля, также написав солдатам письма с самыми наилучшими пожеланиями и поддержкой.

В рамках городской акции «48 добрых дел» ребята собрали посылку солдатам со средствами личной гигиены, вещами, лекарственными препаратами и едой. Дети активно просили своих родителей о помощи, рассказывали, как важно поддерживать солдат на фронте. Также в рамках данной акции дети группы «Ромашка» вышли на улицу и предупредили жителей о возможных обвалах снега с крыши, опасных сосульках и гололеде, что будет становиться сильнее с наступлением весны.

Вместе с социальной службой нашего города, мы уже не первый год поздравляем бабушек и дедушек с 23 февраля и 8 марта. Ребята готовят открытки к праздничной дате и поздравление для пожилых людей. Также ребята проводили такие социально значимые акции как «Подарим новый год братьям нашим меньшим» от организации Доброе Сердце, «Автокресло детям» совместно с сотрудниками ГБДД, «Дети верят в чудеса» от Молодежного центра и многое другое.

Ежедневно ребята выполняют добрые дела, помогают ухаживать за цветами, кормят птиц, играют с детьми младшей группы, помогают друг другу в трудной ситуации.

3 Этап – заключительный. На данном этапе мы посредством наблюдения определяем эффективность применения волонтерской деятельности. На данный момент уже можно сказать, что некоторые дети стали более ответственными, они понимают, что есть важные вещи, на которые необходимо потратить больше времени и сил. Взаимодействуя с младшей группой, ребята также приняли роль старших помощников, что тоже оказывает большое влияние на рост само восприятие детей.

Навыки, что ребята приобретают в процессе волонтерской деятельности способствуют развитию милосердия, положительного отношения к окружающим, повышают самооценку ребят и чувство значимости.

Волонтерство — это не только удовлетворение от работы, но и ценное ощущение того, что вы можете внести что-то хорошее в мир своими действиями, своим участием.

  1. Баринов И.В. Основы формирования социальных компетенций у дошкольников // Социальный Работник. – 2015. – №3(6). – С. 39-47.
  2. Дотдаева, М. Е. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности / М. Е. Дотдаева, О. В. Удова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89866/ (дата обращения: 25.03.2023).
  3. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение. – М.: Просвещение, 2013. – 180 с.
  4. Карачарова, Л. Е. Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93520/ (дата обращения: 25.03.2023).
  5. Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников / И. И. Михненко, О. М. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 607-608. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38122/ (дата обращения: 25.03.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

"Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурств"

Раскрывается важность проблемы воспитания чувства ответственности в процессе разных видов дежурств....

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировозз...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Выполнила: педагог-психолог Дотдаева М.Е.Ключевые слова: ответственность, формирование ответственности, старши...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...