Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Камзолова Екатерина Васильевна

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, внимание акцентируется на развитии личностного потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста

Актуальность. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, внимание акцентируется на развитии личностного потенциала. Необходимость развития способности личности к саморазвитиюи самообучению определяется запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации. ФГОС ДО в качестве принципов определяет поддержку

инициативы детей в различных видах деятельности и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме развития познавательного интереса обучающихся посвящено значительное количество исследований. Необходимость изучения интересов, присущих дошкольному возрасту, подчеркивали отечественные педагоги и психологи Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынин, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина. Однако до настоящего времени недостаточно уделялось внимания формированию познавательного интереса у дошкольников.

Одним из средств развития познавательного интереса у дошкольников может служить детское экспериментирование. В педагогической литературе целый ряд исследований посвящен данной теме (О. В. Дыбина, Н. В. Нищева, Н. Рыжова, А. И. Савенков и др.).

На основе анализа психолого-педагогической литературы,нормативно-правовых актов было выявлено ключевое противоречие: между необходимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических пособии для организации непосредственной образовательной деятельности.

Детское экспериментирование было выбрано в качестве объекта проектирования не случайно. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Следовательно, чем активнее ребенок трогает,

нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Педагогическое проектирование - обязательный этап деятельности любого воспитателя, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности детей.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. В. С.Безрукова выделяет 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования. Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных мероприятий. Данный этап предполагает пробацию картотеки опытов и экспериментов направленных на познавательное воспитание дошкольников.

Проанализировав различную литературу, можно констатировать проблему фактического отсутствия специализированных картотек

экспериментирования, направленных на развитие познавательного интереса детей

дошкольного возраста. Поэтому выбрана форма проектирования – картотека экспериментов.

При разработке картотеки экспериментирования, как средство экологического воспитание детей дошкольного возрастамы руководствовались принципами педагогического проектирования:

  1. Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  2. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  3. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
  4. Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве;
  5. Принцип постепенного усложнения.

Картотека - совокупность определенного количества карточек – носителей информации, объединенных, систематизированных и размещенных в определенном порядке, по алфавиту, темам, срокам. Под картотекой экспериментирования принято понимать - упорядоченное собрание данных, как правило, на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком - либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определённым признакам, в данном случае по временам года. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате и т. д.

Каждая картотека имеет свое содержание, свою цель, задачи, не повторяет другие игры, но может быть взаимосвязано с ними. В сумме все игры одной картотеки формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении, условиях

жизни. Картотека экспериментирования, направленная на познавательное развитие детей дошкольного возраста – это методическое пособие, предназначенное для воспитателей дошкольных учреждений, с целью облегчить организацию

процесса познавательного воспитания детей с наименьшим ущербом для их здоровья. Картотека экспериментирования позволяет ребенку игровым путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Так же преимущество разработки именно картотеки экспериментов состоит в том, что элементы картотеки можно применять и в ходе различных форм организации образовательного процесса, например, режимных моментов, или самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка   давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад стано­вится ...

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Основная цель предлагаемых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР» направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. В программе выделено несколько основных разделов, в которых раскрыва...

Игры, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста

Игры, направленные  на познавательное развитие детей дошкольного возраста...

Разработка комплекса игр, направленных на реализацию задач познавательного развития детей дошкольного возраста

Игры, помимо развития познавательного интереса, учат общаться, в них формируется коммуникативная компетенция, гармонизируются взаимоотношения между сверстниками, ребёнком и педагогом, обусловленные не...