Разработка комплекса игр, направленных на реализацию задач познавательного развития детей дошкольного возраста
картотека

Игры, помимо развития познавательного интереса, учат общаться, в них формируется коммуникативная компетенция, гармонизируются взаимоотношения между сверстниками, ребёнком и педагогом, обусловленные непринужденным эмоциональным характером игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 346 ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

«Разработка комплекса игр, направленных

на реализацию задач

познавательного развития детей

дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель МКДОУ № 346

Кировского района г. Новосибирска

Сафонова Светлана Викторовна

Словесные игры на установление

причинно-следственных связей

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей...
• Дети стояли, открыв рот от изумления...
• Вода в чашке стала мутной...
• Внезапно в комнате погас свет...
• Пение птиц внезапно прекратилось...
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула...

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Игра «Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.

Например:

Шишка упала с елки. Автобус не пришел вовремя. Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Игра «Невероятные фантазии»

• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

Игра «Понимание назначения»

• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?

Игра «Состав предметов и явлений»

• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Комплекс игр на освоение детьми способов формулировки вопросов

Игра «Краски»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

- Тук-тук!

- Кто там? - Покупатель.

- Зачем пришел? — За краской.

- За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Игра «Все ли мы увидели?»

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход игры:

Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на этой картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Время на обдумывание — 1—2 минуты.

Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

Игра «Что в чудесном мешочке?»

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход игры:

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы рукитело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот  предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Игра «Вопрос – ответ»

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10—15).  Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование.  Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все  ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна  будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если  команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания — 3—4 минуты.

Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный  вопрос задан.

В  конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

Игра «Да – нет»

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход игры:

Воспитатель: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве?

- Его едят?

 - Его надевают на тело?

- Он  лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он  круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета -  к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

Воспитатель: «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Игра «Угадай, какой предмет загадали»

Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Ход игры:

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай, какой предмет загадали». Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать?

В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал. Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета ...», «Где он стоит?»).

Игра проводится несколько раз. Время проведения - не более 10—15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы.

Игра «Зоологический музей».

Цель: Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; закреплять представления детей о животных.

Ход игры:

Картинки с изображением животных могут быть выставлены на мольберте или фланелеграфе, а могут быть представлены в виде перекидного альбома. Карточки-символы лежат на столе изображением вниз. Дети сидят вокруг стола. Один из детей — экскурсовод музея, другие — посетители. Экскурсовод показывает первую картинку и спрашивает: «Вы знаете, кто это?». Сидящий рядом игрок отвечает, затем берет одну карточку с символом и в соответствии с ним задает вопрос. Следующий игрок отвечает на вопрос и после этого тоже берет карточку-символ и задает свой вопрос. Когда карточки-символы заканчиваются, экскурсоводом становится игрок, ответивший на последний вопрос.

Вариант игры.

Тема может меняться, например: «Ботанический сад», «Выставка машин», «Показ моделей одежды» и т.д. Карточки-символы подбираются в соответствии с темой.

Игра «Будь внимателен!»

Цель: Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Ход игры:

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

  • Я еду в гости.
  • Я победила в конкурсе воспитателей.
  • У меня сегодня очень сильно болит голова.
  • Я купила себе красивое платье.
  • Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.

Ход игры:

Игра «Хорошо — плохо» построена по системе ТРИЗ, предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны.

Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда), наоборот, называет отрицательные стороны объекта.

Во втором варианте игры объект обсуждения может вызывать стойкие отрицательные (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор) ассоциации. В данном случае диалог строится так же, только задача взрослого — помочь увидеть другую, хорошую или плохую, сторону объекта.

Игра «Угадай, кто я?»

Цель: Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Ход игры:

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например:

- Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

- Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

- Нет. Я не девочка, а мальчик.

- Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

- Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

- Я думаю, что ты – Жихарка.

- Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

Игра «Кто кого запутает»

Цель: Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

Ход игры:

Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.

Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументировано отклоняет мнение своего собеседника.

  • Это тигр.
  • А по-моему, это заяц.
  • Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.
  • Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
  • Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек.
  • А этот, может быть, убежал из зоопарка.

Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Усложнение«Запутывать» игрока могут все участники по очереди.

Вариант игры.

Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.

Игра «Справочное бюро»

Цель: Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы. 

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:

— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает:

— Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».

Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

Игра «Угощайся пирожком»

Цель: Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.

Ход игры:

Перед игрой дети рассматривают картинки. Закрепляются названия изображенных овощей, фруктов, ягод.

— Давайте поиграем, — предлагает педагог, — пусть это будут не картинки, а пирожки. Это пирожок с картошкой, это с брусникой и т.д. Будем угощать друг друга.

Картинки складываются в коробку. Воспитатель достает одну картинку и, обращаясь к ребенку, говорит: «Угощайся, Юра, пирожком с яблоками». А ты можешь ответить: «Спасибо. Я люблю пирожки с яблоками» или «Спасибо, я сыт. Можно я угощу Олю?».

После объяснения условий игры дети по очереди вынимают картинки и «угощают» друг друга пирожками.

Игра «Звонок в поликлинику»

Цель: Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

Ход игры:

1.Беседа.

—   К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

—  Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному. Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2.Демонстрация вызова врача.

—           Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

—           Да. Здравствуйте.

—           Я бы хотела вызвать врача на дом.

—           Что случилось?

—           Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

—           Нет ли насморка и головной боли?

—           Нет, только кашель.

—           Имя, фамилия девочки? Возраст?

—           Ваш адрес?

—           Наш адрес...

—           Врач придет во второй половине дня.

—           Спасибо. До свидания.

—           Всего доброго.

3.Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Игра «Волшебное эхо»

Цель: Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

Ход игры:

В игре участвуют 10-12 человек.

Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».

Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.

Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:

  • Лови мяч, пожалуйста.
  • Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.

Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

Игра «За что спасибо?».

Цель: Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».

Ход игры:

В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:

  • А спасибо кому? — спрашивает она.
  • Светлане Викторовне.
  • А спасибо за что? — не унимается обезьянка.
  • За то, что нас завтраком накормила.

Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять:

  • А спасибо кому?
  • Маше, - отвечает Вера.
  • А спасибо за что?
  • За то, что шарф помогла завязать.

Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали.

Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает. Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:

- Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть.

Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят:

  • Спасибо, Светлана Викторовна, за вкусный обед.
  • Спасибо, Светлана Викторовна, борщ был очень-очень вкусный.
  • Спасибо, Светлана Викторовна, за заботу о нас.

Обезьянка только моргает от удивления.

Вопросы:

  1. О чем спрашивала детей обезьянка?
  2. Почему ей потом было не о чем спросить детей?
  3. Позже рассказ инсценируется.

Игры на освоение детьми способов преобразования признаков объектов (приёмы типового фантазирования)

Игра «Найди и оживи».

Цель: Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Игра«Придумаем разные стишки про один предмет».

Цель: Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Игра «Что стало большим, что стало маленьким».

Цель: Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо».

Игра «Помечтаем?»

Цель: Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Ход игры:

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Игра «Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Цель: Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ход игры:

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Игра «Раньше – позже».

Цель: Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Ход игры:

Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Игра «Живые картинки».

Цель: Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры:

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Игра «Кто о чем говорит?»

Цель: Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Игра «Найди и оживи».

Цель: Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Игра «Разведчики».

Цель: Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Ход игры:

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить в группе и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

Игра «Волшебный светофор».

Цель: Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира.

Ход игры:

У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Воспитатель показывает картинку с изображением объекта.

Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит».

Игра «Репка».

Цель: Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

Ход игры:

Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика и т. д.

Игра «Все могу!»

Цель: Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

Ход игры:

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение. Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

Игра «Что по жизни впереди, что по жизни сзади?»

Цель: Учить детей выстраивать линию времени для каждого объекта в соответствии с заданной точкой измерения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой группе они находятся и определить, что у них по жизни было сзади (младшая группа), что по жизни будет впереди (школа). Далее педагог предлагает детям рассказать, что по жизни впереди – сзади у воспитателя (впереди пенсия, сзади – учебное заведение).

Игры на освоение детьми способов наблюдения

Дидактическая игра  “Похож – не похож”

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Ход игры. 

Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

– Чем похожи ложечка и самосвал? – недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия

Дидактическая игра «Наблюдательный натуралист»

Цель:  Развитие наблюдательности, внимания, памяти, волевых качеств.

Количество игроков. 5 и более человек.

Ход игры: 

Выберите ведущего, который будет идти по лесу и по пути, то осмотрит муравейник, то поднимет лист, то найдет гриб и т. п. Идите по лесу за ведущим так, чтобы он не видел никого из играющих, и наблюдайте за ним. Если ведущий заметил участника и окликнул, игрок должен подойти к нему и идти рядом. По сигналу ведущего "Сбор" все игроки собираются вместе и начинают обсуждение. Кто подметил больше разных действий, сделанных ведущим и при этом остался незамеченным, тот победитель - "наблюдательный натуралист".

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: Упражняет в правильном назывании предметов, воспитывает зрительную память и произвольное внимание.

Ход игры:

Сорока предлагает детям назвать, что лежит у нее на столе.

Дети - Колокольчик, барабан, погремушка.

Сорока снова просит малышей закрыть глаза и меняет местами два предмета. Дети открывают глаза. Им надо угадать, что изменилось и расставить предметы обратно.

Дидактическая игра «Запомни предметы»

Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности.

Ход игры:

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Варианты:

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

Дидактическая игра  «Что загадали»

Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Ход игры: 

Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ "Нет", ход переходит к следующему игроку.

-Это хищник?

- Да!

- Он из семейства кошачьих?

- Нет!

- У него серая шерсть?

- Да!

- Это волк!

- Точно!

Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что угодно!

Интересная разновидность игры, когда игроки пишут на листочках имя персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами "Да-нет".

Игры на освоение детьми способов мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/12/06/igry_na_plastinkah_037.jpg

Игра «Кто что ест?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть круги, затем выбрать животное и найти его любимое лакомство с помощью передвижения кругов. Затем стрелкой ребёнок  показывает результат, проговаривая ответ: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д.                        

 Дети ставят соответствующей   картинке животному проговаривая:

                                                               Белка любит орехи;

                                                               Медведь любит  малину;  

                                                               Корова любит  травку;

                                                               Мышка любит сыр; и т.д.

C:\Users\User\Pictures\1584479707_kto-gde-nochuet.-krugi-lulliya.jpg

Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

Ход игры:

На верхней пластинке  картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.)., а на нижней - картинки с их жилищем.

Белка живет в дупле.
           Медведь живет в берлоге.
           Лиса живет в норе.
           Волк живет в логове.

Заяц живет под кустом.
                                                     

                                 

Дидактическая игра «Угадай узор»ЭК - Поиск

Цель: знакомить детей с народными промыслами и видами росписи, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные виды промыслов по народным узорам.

Вариант 1

Ход игры:

Воспитатель называет название росписи. Дети находят роспись и сопоставляют с изделием.

Вариант 2

               Ход игры: Воспитатель называет город и историю возникновения промысла. Дети находят изделие и сопоставляют с росписью.

Дидактическая игра «Что из чего сделано»Купить товары в разделе «Круги Луллия» в каталоге «Группа переехала» |  ВКонтакте

Цель: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и

о материалах из которых они сделаны.

Вариант 1

Ход игры:

Воспитатель называет название материала. Дети находят материал и сопоставляют его с предметом.

Вариант 2

Ход игры: Воспитатель называет предмет. Дети находят предмет и материал из которого он изготовлен.

Игра «Расскажи сказку»C:\Users\User\Pictures\IMG_20200829_215248-2-.jpg

Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей.

Ход игры:

 На 1 круге  сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же  сказок.  Дети,  раскручивая  круги,  подбирают  подходящую  пару  и рассказывают сказку.

Можно использовать рассказы по схемам (когда  на  одном  круге  предметные  или  сюжетные  картинки,  а  на  втором схемы - подсказки для связного высказывания).


Дидактическая игра «Посчитай-ка» 

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур.

Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга).

Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов" 

Задачи: Формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра "Музыкальные профессии"

Цель: Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия "Музыкальные профессии" направлена на закрепление знаний о профессиях музыканта, музыкальных инструментах, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. 

Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово, например: дирижерская палочка,  микрофон, пианино, саксофон и т.д.

Поворачивая маленький круг с изображением профессий музыканта, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету или музыкальному инструменту по его характерным признакам и называет профессию музыканта. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.

Игры  на освоение детьми способов пространственных ориентиров

Игра «Магазин»         

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. 

Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры:

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Игры «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Ход игры:

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ход игры:

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

Ход игры:

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Игра "Солнышко"         

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Ход игры:

Ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Игра "Прятки"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Ход игры:

Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

П/и "Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Ход игры:

Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

Игра "Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Ход игры:

 В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

П/и "Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Ход игры:

Среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития (0-4 года).

Данная методическая разработка предлагает, поэтапное содержание работы с детьми раннего возраста, с интеллектуальной недостаточностью, имеющих сложную структуру дефекта. Разработка расчитана на четыре...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Методическая разработка «Комплекс интерактивных дидактических игр для эмоционального развития старших дошкольников»

методическая разработка "Комплекс интерактивных игр для эмоционального развития старших дошкольников...