"Русский народный костюм"
проект (подготовительная группа)

Волкова Тамара Валерьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum_proekt.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

     

МБОУ СОШ №18 с УИОП

Дошкольное отделение № 2

Недельный проект в подготовительной группе № 7

На тему «Русский народный костюм»

Подготовили :

Воспитатели первой квалификационной категории

Волкова Тамара Валерьевна

Николаенко Светлана Васильевна

Г. Сергиев Посад

2023  год

     Возраст детей: подготовительная группа.

     Срок проекта: краткосрочный.

     Тип проекта: информационно-творческий.

     Участники проекта: воспитатели группы.

     Объект изучения: русский народный костюм.

     Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».

     Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через ознакомление с русским народным костюмом.

     Актуальность. Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения.

     Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколение, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые еще живы у людей старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.

     Русский народный костюм – это значительная часть традиционной национальной культуры. В его структуре отражаются религиозные, эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм – это не просто набор художественно выполненных деталей, это отношение человека к жизни, его восприятие окружающего мира.

     Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавали традиции его изготовления. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Каждая деталь народной одежды – маленькое рукотворное чудо. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку. В постоянной нужде, в тяжелом труде проходила жизнь крестьянки, но это не мешало ей в свободную минуту заниматься творчеством, и на свет появлялось «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм.

     Изучение русского народного костюма как части духовного и материального наследия страны способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у детей чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследию своих предков.

     Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

     Знакомство с русским народным костюмом имеет большую практическую пользу. Знакомя дошкольников с видами русского народного костюма, особенностями его декорирования, историей происхождения, взрослые могут сформировать у детей знания о традиционной одежде русского народа, умение использовать знания для создания современных моделей одежды, помочь развиваться творчески.

     Например, расписывать заготовки различных видов русского костюма для применения их в дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых играх. Это способствует обучению основам моделирования из различных материалов, установлению координации рук и глаз, развивает у детей правильное восприятие окружающего мира, мышление, речь, объективную художественную эстетическую оценку, творческие способности.

     Задачи:

1.Познакомить детей с русским народным костюмом и его видами, обращать внимание на средства выразительности (орнамент, узор, цвет, цветовой ритм, форма).

2.Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).

3.Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

4.Углублять интерес детей к литературе, народному фольклору, к изделиям декоративно-прикладного искусства, народным традициям.

5.Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника, обогащать словарный запас.

6.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

7.Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

     Предполагаемый результат:

·дети познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности, отражают полученные знания в творческих работах, самостоятельной деятельности;

·организована выставка  работ детей  «Русский народный костюм»; «Народный костюм в живописи», «Национальные костюмы»;

·организовано развлечение для детей «Путешествие по России».

     1этап – Подготовительный

1) Изучение литературы.

2) Подбор информационного материала (художественная литература, дидактический материал, создание презентации, подбор картин, стихов, загадок, пословиц, изготовление игр, альбомов).

3) Составление конспектов занятий.

2этап – Основной

·Беседы: «Как наши предки шили одежду», «Какую одежду носили на Руси», «Русский народный костюм», «Символ русского костюма» во время которых ребята познакомились с историей русского национального костюма, особенностями его внешнего вида, головными уборами, обувью, с декоративными элементами, орнаментами, символикой цвета, тканями (лен, хлопок, шелк, шерсть), процессом получения ткани, пословицами об одежде, отгадывали загадки, играли в игры.

·Посмотрели компьютерную презентацию «Русский национальный костюм», «Одежда русских людей».

·Составляли рассказы «Народные костюмы». Воспитатель вместе с детьми оценивает рассказ каждого ребенка. В конце занятия присваивается звание «Лучший сказитель группы».

·Чтение русских народных сказок «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Василиса прекрасная» и др., К.Д. Ушинский «Как рубаха в поле выросла». Обращали внимание на одежду героев, детали костюмов.

·Продуктивные виды деятельности: рисование «Украсим сарафан для Алёнушки», «Украсим узорами рубаху», «Алёнушка и Иванушка», раскрашивание раскрасок, лепка «Барышня-крестьянка», конструирование из бумаги «Алёнушка в сарафане», аппликация «Украсим русский костюм».

·Развлечение «Путешествие по России».

3 этап – Заключительный.

Результат:

1. Дети познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности, отражают полученные знания в творческих работах, самостоятельной деятельности.

2. Совместно с родителями оформлен альбома рисунков «Русский народный костюм», «Национальные костюмы», «Народный костюм в живописи», сшиты народные костюмы для кукол.

4. Организовано развлечение для детей «Путешествие по России».

5. Презентация проекта.

     Проведя такую большую работу, мы убедились, что дети нашей группы познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности, отражают полученные знания в творческих работах, самостоятельной деятельности. Вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к традициям и обычаям русского народа, воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, дети научились ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....