Экспериментальная деятельность "Волшебница-мука"
план-конспект занятия (старшая группа)

Экспериментальная деятельность "Волшебница-мука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебница-мука»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Задачи:

– Познакомить со свойствами муки.

- Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.                                      

- Развивать познавательный интерес к экспериментированию,               умение делать выводы.

- Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

- Развивать   внимание, мышление, память, речь.

- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

 - Просмотр презентации «Зерновые культуры», беседы о производстве хлеба.

Словарная работа:

хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры, щепотка, сито, дрожжи.

Демонстрационный материал:

  слайды с изображением мучных изделий, слайды с изображением профессий, сахар, дрожжи, чашка с теплой водой, мяч

Раздаточный материал:

Глубокие мисочки с мукой, ложка, влажные салфетки, , стакан с водой, тарелочки для готовых изделий, доска для лепки, стеки, фартуки - комплект на каждого ребенка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!

Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит тарелочка, накрытая салфеткой. Хотите узнать, что я скрываю? Я обязательно вам покажу, если вы угадаете загадку.

Мельник взял мешок зерна,

Положил на жернова.

Завертелась мельница -

Зёрна перемелются,

И получится тогда -  

Вместо зёрнышек ...

Дети: Мука

Воспитатель: Правильно. А для чего нужна мука?

Дети: Для того чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье

 Воспитатель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия. А чтобы это сделать, нужно хорошо знать свойства муки.

Практическая часть

Воспитатель: Предлагаю изучить свойства муки.

Пройдите в нашу лабораторию, наденьте фартуки.  Посмотрите, что у нас на столах.

Дети: Тарелочки с мукой, ложки, стаканчики, ситечки, салфетки.

Воспитатель: Ребята, все это нам надо для того, чтобы изучить свойства муки. Садитесь за столы.

 ОПЫТ №1 «Запах»

Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?

Дети: Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.

(Ставим обозначение «Мука имеет запах»)

Опыт № 2 «Сыпучая»

Воспитатель: Возьмите ложечку муки, просейте через ситечко.  Что происходит с мукой?

Дети: Сыплется.  

(Ставим обозначение «Мука сыпучая».)

Опыт № 3 «Мягкая»

Воспитатель: Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали?   Мука какая?

Дети: Легкая, мягкая, пышная, гладкая, воздушная

    (Ставим обозначение  «Мука – мягкая, пушистая».)

Опыт № 4 «Растворяется в воде»

Воспитатель: Давайте этот опыт сделаем вместе. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

Дети: Растворилась

(Ставим обозначение «Растворяется в воде»)

Воспитатель: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?

Дети: Получилось жидкое тесто.

Воспитатель: Какое стало тесто?

 Дети: Тесто  тягучее, липкое, плотное, густое.

Воспитатель: Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

 (Ставим обозначение «Мука + вода = тесто»)

Опыт № 5  «Как сделать дрожжевое тесто»

Воспитатель: Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.

Давай те пройдем за другой стол.

Ребята, я замесила такое тесто как у вас в двух стаканчиках.

 Сейчас, в стаканчик №1 добавим немножко сахара и дрожжей. И оба стаканчика поставим в чашку с теплой водой. И немножко подождем.

Физкультминутка.

Посуда

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе),

Очень важный, как начальник. (другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться),

Только стукни - разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

 Дидактическое упражнение с мячом.

(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Из чего пекут хлеб? – из муки.

Из чего мука? – из зерна.

Откуда зерно? – выросло в поле

Кто его посеял? – хлеборобы.

А где пекут хлеб? – в пекарне.

А где мы покупаем хлеб? -  в магазине

 Какое вы знаете зерно? - Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха.

 Воспитатель: Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные мучные изделия – кондитерские, хлебобулочные, макаронные. Назовите, какие вы знаетекондитерские изделия.

Дети: торт, пирожное, вафли, печенье, пряники.

Воспитатель: А какие знаете хлебобулочные изделия?

 Дети: Хлеб, батон, булочка, ватрушка, рогалики, бублики.

Воспитатель: Какие знаете макаронные изделия?

 Дети: вермишель, рожки, ракушки, спагетти, лапша, салма.

Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали.

Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашим тестом, которое мы оставили в теплой воде. Что мы видим?

Дети: В первом стаканчике, куда мы добавили дрожжи, тесто поднялось, а во втором нет.

Воспитатель: Ребята, какой вывод можем сделать?

Дети: Именно дрожжи и сахар делают тесто пышным и воздушным.

(Ставим обозначение «Тесто+дрожжи+сахар= дрожжевое тесто»

Воспитатель: Тесто, в которое добавляют дрожжи, называется….

 Дети: дрожжевое

Воспитатель: Из него пекут пироги, пирожки, хлеб.

Ребята, давайте посмотрим на наши схемы и  вспомним все свойства муки, которые мы узнали.

Дети: Мука имеет запах, мука сыпучая, мука мягкая, мука растворяется в воде, из муки и воды получается тесто.

А еще можно приготовить соленое тесто? Как вы думаете, что в него добавляют?

Дети: Соль.

Воспитатель: Правильно, в него кладут очень много соли. А как вы думаете, можно такое тесто есть?

 Дети: Нет, оно слишком соленое.

 Воспитатель: Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место для просушки. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игр, например, в " Магазин".

     

Я приготовила для вас соленое тесто, сейчас мы с вами будем лепить мучные изделия. Но сначала вспомните правила работы со стекой.

Слепить можно разные мучные  изделия. Для того чтобы получить бублик, нужно раскатать цилиндр и соединить два конца (показ).   А если скатать длинный цилиндр, то получится рулет.

Возьмите тесто, подумайте, что вы будете лепить, и можете приступать к работе.

Дети раскладывают изделия на тарелочки.

Воспитатель: Теперь нужно положить наши изделия на теплое место, когда они высохнут, ими можно будет играть.

Итог: Ребята, вам понравилось наше занятие?

А что было самым интересным?

Вы довольны своей работой?

Вы мне очень понравились, за любознательность, за внимательность, за старательность.

Воспитатель:  Ребята, давайте уберем свои рабочие места, а потом я раздам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...