Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
проект (старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_eydetika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Проект

     «Эйдетика как средство развития логического мышления детей

                              старшего  дошкольного возраста».

                         

                                                Актуальность

  Формирование мыслительных процессов дошкольника-одна из важнейших  задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения  осваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту. Процесс развития логического мышления достаточно сложен, дети испытывают затруднения при его формировании. Для более эффективного развития мыслительных процессов целесообразно использовать методику — эйдетика.

 Эйдетика — это методика для развития памяти, словесно-логического мышления старших дошкольников и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни.

 Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик». Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. У ребенка развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова, формируются умственные способности, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации.

Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, таких как:

цветовые; ассоциации, связанные с геометрическими формами; тактильные; предметные; звуковые; вкусовые; обонятельные; графические ассоциации; свободные ассоциации, связанные с предметными образами.

  Метод эйдетики позволяет успешно решать проблему развития логического мышления дошкольников. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти у дошкольников.

Ожидаемые результаты. Улучшение показателей развития логического мышления, активное применение операций анализа, синтеза, сравнения, классификации; проявление большего интереса к дидактическим играм и занятиям; обогащение и развитие речи детей; развитие произвольного внимания.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: сентябрь — май.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники.

Место проведения: МБОУ Успенская СОШ дошкольное отделение

детский сад №32.

Цель проекта: развитие логического мышления детей посредством методики эйдетики.

Задачи.

     1.  Обучать детей логическим операциям.

     2.  Формировать навыки упорядочения действий.

  1. Развивать у детей умение логически рассуждать.
  2. Развивать произвольное внимание.

     5.  Воспитывать умение к преодолению трудностей.

I.  Подготовительный.

Выявление проблемы, актуальности темы, подбор диагностического материала,  

мониторинг уровня развития логического мышления воспитанников, подбор дидактических игр, наглядных и раздаточных материалов, обновление и дополнение предметно-пространственной среды.

 II. Основной этап.

На этом этапе детям предлагаются различные дидактические игры. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков. Задания ребенку предлагают в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций. Программные задачи выполняются в порядке нарастания сложности игры, то есть от простого к сложному. Важно позволить детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью. Работа начинается с игр, основанных на свободных ассоциациях, связанных с предметными образами. В дальнейшем дети учатся  составлять ассоциационные цепочки.

Цветовые ассоциации.

Детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Можно изменить ход игры: наоборот, предложить ряд предметных изображений и спросить: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами.

Для этого вида работы используются картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задаются аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Тактильные ассоциации.

Понадобиться набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.

Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принцип работы остается таким же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Предметные ассоциации.

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для этого приема используется набор разных предметов: ниточка, палочка, трубочка, бумажка, кусок ткани, шишка, каштан, камушек, ракушка, монетка, пуговица.

Воспитатель показывает, например, нитку и говорит: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или показывает монетку и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?»  (банка, ее закрывают крышкой).

Звуковые ассоциации.

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

В мешочки помещают предметы, издающие различные звуки. Например: в один мешочек кладется бумага, в другой-монеты, в третий – коробочка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное.  Перед ребенком на наборном полотне выставляются предметных картинки (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка, например, с целлофановой бумагой предлагается выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» («Я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат».). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Так же, можно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предложить звук, например, звон монеток и спросить: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» . При этом не показывать источник звука.

 Примеры игр.

Игра «Путешествие».

Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…).

Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы…).

Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».

После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.

Игра «Картинки» .

Материал: любые картинки, открытки, репродукции картин. Начинать с 3 картинок, каждое занятие, увеличивая по 1-2.

Ход занятия: Воспитатель показывает картинки и называет слова, которые ребёнок должен представить. На каждой открытке одно слово.

Например, воспитатель, показывая открытку с нарисованной тарелкой:

«Представим яблоко. Увидели, как оно катится по тарелке?»

Показывает открытку с нарисованным зайцем:

«Бабочка. Представили, как бабочка села зайчику на ухо и он её сгоняет».

Игра «Ассоциации».

Материал: Готовая игра ассоциации или подобранные картинки — ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы…)

Ход игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза…). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы…). После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза…), а по карточкам с ассоциациями  дети рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках.

Игра «Волшебный мешочек».

Материалы: тряпичный мешочек, различные предметы (кубик, заколка, камень…).

Ход игры:

1).Перед игрой дети «ощупывают» предметы, после чего помещают в мешочек, а затем, по очереди, не заглядывая в мешочек, вынимают заданный преподавателем предмет.

2). Когда воспитатель бросает предметы в мешочек, например (кубик, заколка, камень…), дети сами, или с помощью взрослого составляют историю, которую они представляют, проговаривают (к кубику прицепили заколку для красоты, а заколка украшена разноцветными камнями…). После этого на ощупь вынимают предметы в той же последовательности как было предложено воспитателем.

Игра «Четыре стихии».

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»- вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» -произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Слова ведущий произносит с разной интонацией.

Игра «Кто лучше слышит».

Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети — в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.

Игра «О чем подумали?». «У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?» Ответы детей очень разнообразны. (Например: «Я подумал про подсолнух, потому что цыплята любят кушать семечки». «Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята». «Я подумал о том, что это мягкое пушистое покрывало»). На этом этапе занятий главной цель: обосновать свой ассоциативный выбор.

Игра «Придумай символы». Воспитатель называет слова, а дети обозначают их символами. Например: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, поезд, мороженое.

В основе этой игры лежит  игра «Графические пентаграммы». В игре «Пентаграммы»,  читаются короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям, а дети составляли пентаграмму по небольшому стихотворению, где нужно в каждом квадрате нарисовать изображение.

Например:

     1. «На полянке колобок,

     2. Нитки сматывал в клубок.

  1. Ниток желтых, алых
  2. Намотал немало,
  3. И пошел домой устало».

Игра «Цифры».

В игре предлагаются детям листы, на которых написаны цифры. Они должны

 нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих

на данную у них цифру, или предмет с каким ее можно сравнить.

 Игра «Друдлы».

  Для развития логического мышления активно используют друдлы -это

загадки – головоломки; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это

такое. Дети превращают солнышко в цветочек, яблоко в очки. Друдлы

помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д.

Когда показываю друдл, поворачиваю его под разными углами, чтобы дети

увидели, как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы

использовать больше резервов выбранного друдла. Стоит отметить, что

друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером

на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития

воображения и для полета фантазии. Использование друдлов способствует

развитию мышления, памяти, учит находить нестандартные

подходы к разнообразным задачам, развивает логическое мышление.

  1. Заключительный этап.

 Мониторинг «Уровень развития логического мышления».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 32

143033, Московская область, Одинцовский городской округ, п. Горки-2, д.19,

тел.:8(495)598-10-07,  det_sad_32@mail.ru

Проект

«Эйдетика как средство развития логического мышления

детей дошкольного возраста».

 Разработала: Кирьянова Елена Александровна

п.Горки-2

2023-2024 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...