«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр».
материал (средняя группа)

Астафьева Ольга Алексеевна

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................2

Глава 1.Теоретические основы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.....................................................................................................................6

1.2 Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности……………………………………………………………………....9

Вывод по первой главе…………………………………………………………..12

2 Опытно - экспериментальное исследование……………………....................13

2.1.    Подготовка и организация опытно-поискового исследования……………………………………………………………………..13

2.2     Использование театрализовано - игровой деятельности направленной на      развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста………......................................................................................................16

 

2.3. Анализ результатов опытно-поискового исследования …………………18

 

Вывод по второй главе………………………………………………………......22

 

Заключение…………………………………………………………….................23

Список использованной литературы…………………………………...............27

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно-дифференцированного подхода в обучении и воспитании. (15)Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной игровой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Л. Артёмовой, Т. Шишовой и другими. Перед педагогическим сообществом постоянно возникали вопросы:

- как развить творческие способности ребёнка?

- каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?

- как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. (19)

Именно такой вид игровой деятельности как театрализованная игра является уникальным средством развития творческих способностей детей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Кроме того, театрализованная игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, т. е. развивает эмоциональную сферу. Особенно важны для детей те нравственно - эстетические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры. (12). В настоящее время развитие творческого потенциала нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Тем самым, объединив все основные общеобразовательные программы ДОУ и направив работу педагогов на развитие творчества у детей. Этот компонент представлен в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

Театрализованная игра не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную игру детей. (20) От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации.

 

 

 

 

Актуальность. Для развития современного ребенка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием  детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Проблема: Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам  и событиям.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сце­ническое искусство и осуществлять разные по характеру творче­ские действия.Такой синтез создает условия для развития и совершенствова­ния эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реаль­ной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в сле­дующем:

            - У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства .

            -  Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомле­ния с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформлен­ного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

            - Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для созда­ния образа средств выразительности и др.;

            - Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрали­зованной деятельности.

 

Объектом  является: процесс исследования творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Театрализованная  деятельность – как  средство развития творческих способностей детей

Цель: Приобщение детей   к театральной  деятельности посредством  создания среды для актуализации творческих процессов.                                                

Задачи работы:

1  Проанализировать научно- методическую литературу по изучаемой теме;

2 Выявить уровень сформированности творческих способностей старших дошкольников с нарушением речи на начало учебного года.

3 Провести работу по развитию творческих способностей с детьми дошкольного возраста с нарушением речи посредством театрализованной деятельности ( в течении всего учебного года).

4  Провести сравнительный анализ уровня творческих способностей детей  (начало – конец учебного года).

Гипотеза. Чем раньше начать работу по развитию творческих способностей с детьми  дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, тем больше возможности раскрытия творческого потенциала ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих процессов, способствующих самопознанию, самовыражению личности.

Ожидаемый  результат

 Дети должны:

-воспринимать разные произведения искусств и сравнивать различные способы реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литера­тура и др.);

- про­являть способность и потребность к импровизации в изобра­зительном и музыкальном искусстве;

-уметь показывать достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной         на подражании и творческой переработке полученных представ­лений

-воспринимать полноценно и глубоко литератур­ные произведения, предназначенного для драматизации;

Практическая значимость исследования заключается в апробации выявленных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности ребенка управлять своими чувствами, подчи­нять им игровые действия.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

 

1.1. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

 

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.  Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления. Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. (2) Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Л.С. Выготского показал, что психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются: Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.  Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.  Формирование умения разрешать противоречия. И еще одно качество, формирующее творческое мышление, - это системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:   Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален. Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. Дошкольное детство также является сензитивным периодом (сензитивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения. Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Пятое условие успешного развития творческих способностей. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.  Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения. (6) Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. (3) Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…». Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.(4)

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Разностороннее развитие  детей дошкольного возраста в театрализованной        деятельности

           

            Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру, ко­торая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» .

Среди   сюжетно-ролевых   игр   большинство   ученых отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном от­ношении деятельности, в которой дети допускают руко­водство взрослого, не замечая его, поскольку желание по­играть в сказку огромно, доставляет радость и удив­ление — истоки творчества.

 В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность

          Значение и специфика театрального искусства заклю­чаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воз­действии художественного образа на личность.           Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для де­тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго­гики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием  воли,  развитием памяти,  воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжен­ности, решением конфликтных ситуаций через игру.

          Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и организа­ция которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитыва­ется психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешни­ми, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию ус­пешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

        Рассмот­рим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по разви­тию дошкольников

Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, от­ражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.

        Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества .

В определенный момент эсте­тическое восприятие дает толчок развитию познаватель­ной деятельности ребенка, поскольку художественное про­изведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художе­ственный образ.

Исследователи выделяют две группы способностей, важ­ных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моде­лирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения.  Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение види­мого и смыслового поля. Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особен­ность игры состоит в том, что она представляет собой во­ображение в наглядно-действенной форме: ребенок, ис­пользуя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

        В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним призна­кам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на заме­щение формируется умение применять «опредмечиваю­щий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуа­цию, например, при сочинении сказок.

При использовании наглядной модели возможно фор­мирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.

Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагаю­щей обобщенное воспроизведение последовательности дей­ствий, выражающих ее социальную суть.

        Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка от­деляется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театра­лизованной игре - кукла или костюм. В этом зак­лючается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышле­нием, оторванным от «реальной ситуации».

           Реальные отношения — также структурный компонент игры представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрос­лым как возможным организатором и партнером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее, чем в игре, регламентированной зара­нее заданным жестким содержанием. Реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстни­ками. В функции реаль­ных отношений входит планирование сюжета, распределе­ние ролей, игровых предметов, контроль и коррекция вы­полнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение.

По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельнос­ти детей позволяет изучить факторы, способствующие из­менению эмоциональной регуляции ребенка, выявить осо­бенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чув­ство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмо­циональное благополучие воспитанника. (3)

           Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пан­томима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.

           Театрализованные игры  включаются и в про­цесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается мате­матическое содержание  и т.д. Театрализованная игра используется на за­нятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же  ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

 

Вывод по 1 главе

Изучив некоторые научные работы о развитии творческих способностей дошкольников, определив основные методы и приемы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, можно сделать вывод, что с понятием творческой деятельности тесно связано понятие «творческие способности». Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей в театрализованной деятельности. Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в танцах, движениях, рисовании. Они находятся на стадии наглядно-действенного развития творческого мышления. Отдельные приемы обучения могут служить средством реализации различных методов обучения. При организации непосредственной образовательной деятельности необходимо учитывать базовые потребности детей: потребность в саморазвитии, в игре, в подражании, приобретении опыта. Совместная деятельность, которая должна обеспечивать эмоциональное благополучие дошкольников, связана с обеспечением комфортных условий для педагога и детей. Мотивы к деятельности формируются в результате создания ситуации успеха – это целенаправленное, организованное сочетание приемов и методов, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Таким образом, актуализация проблемы творческих способностей обусловлена запросами общества, спецификой современного социального опыта, который должен быть усвоен последующими поколениями, его динамическим, нестабильным и всеобъемлющим характером. Развитые творческие способности позволяют адекватно действовать в условиях постоянно обновляющейся деятельности Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности зависит от эффективности используемых педагогом методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме. В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения у детей дошкольного  возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений. (5) В следующей главе, мы проведем опытно-поисковое исследование, чтобы определить и обосновать приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

  2. Опытно - экспериментальное исследование

 

2.1. Подготовка и организация опытно-поискового исследования

 

На основе изученного теоретического материала в январе 2020 года была проведена диагностика в группе «Звездочка» МАДОУ ЦРР д/с № 133 г.Калининграда. В группе 20 детей, из них – 12 мальчиков, 8 девочек. На первом этапе была поставлена следующая цель: выявить уровень развития творческих способностей детей. Для исследования были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова. 1. Методика «Солнце в комнате» (автор В.Т. Кудрявцев). Основание диагностики: реализм воображения. Цель: выявление способности ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствий. Материал: картинка с. изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце, карандаш. Инструкция. Педагог показывает ребенку картинку и говорит: «Вот картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». Когда ребенок перечислит детали изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), педагог говорит: «Правильно, видишь, здесь нарисовано солнышко в комнате. Подумай и скажи мне, пожалуйста, так может быть, или художник все перепутал? Попробуй исправить картинку, чтобы она была правильной». При этом использовать ручку или карандаш испытуемому не обязательно, достаточно словесного объяснения.  Обработка данных. В ходе обследования педагог оценивает попытки испытуемого в исправлении рисунка. Обработка данных проводится по пятибалльной системе. К первому уровню относят отсутствие ответа, непринятие задания – 1 балл. Ко второму – формирование устранение несоответствия – 2 балла. К третьему – содержательное устранение несоответствия: - простой ответ – 3 балла; - сложный ответ – 4 балла; - конструктивный ответ – 5 баллов. 2. Методика «Складная картинка» (автор В.Б. Синельников). Основанием выступает умение видеть целое раньше частей. Цель методики: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. Материал: складывается картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см). Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка, педагог говорит: «Сейчас я тебе дам картинку, внимательно посмотри на нее и скажи что на ней нарисовано?». После того, как ребенок ответил, картинка складывается и задается вопрос: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?». После ответа ребенка, картинка расправляется и снова складывается. Ребенку задается тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «домик», «труба», «гармошка», «мостик». Обработка данных. В ходе обследования ребенка педагог записывает смысл ответов во время выполнения заданий. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов Выделяются следующие уровни ответов. Первый уровень – отсутствие ответа, непринятие задания – 1 балл. Второй уровень – ответ описательного типа – 2 балла. Третий уровень – ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию – 3 балла. 3. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Т. Кудрявцев). Основание: надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.  Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Материал: фигурка зайчика, ведерко, палочка, блюдце сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагаются: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, палочка, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Педагог берет в руки зайчика и говорит ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько вещей (педагог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?». Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснования. Данные оцениваются по трехбалльной системе: – выбирает блюдце или ведерко, а так же палочку, но не выходя за рамки простого выбора: пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию – 1 балл. – решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора – 2 балла. – для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе ребенка к ней – 3 балла. Используя данные методики, нами был проведено исследование, направленное на изучение развития творческих способностей дошкольников.  

Проведя диагностику, получили следующие результаты:

                                                                                                       Таблица 1

 

Показатели развития творческих способностей по группе в процентах

 

Проведённые методики

Уровни развития

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Методика «Солнце в комнате»

13 детей = 65%

7 детей = 35%

0%

Методика «Складная картинка»

0%

6 детей = 30%

14 детей = 70%

Методика «Как спасти зайку»

8 детей = 40%

6 детей = 30%

6 детей = 30%

 

Интерпретация результатов.

Полученные данные диагностики показали, что у 65% детей развитие было отмечено развитие реализма воображения на низком уровне, у 35% детей на среднем уровне. Развитие такой способности как надситуативно преобразовательный характер творческих решений у 40% детей на низком уровне, и по 30% на среднем и высоких уровнях. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анализируя полученные результаты, сделали следующие выводы: - у большинства детей (65%) плохо развито творческое воображение. Мы выяснили, что в этой группе специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Поэтому в данных условиях воображение детей развивается недостаточно, что подтвердила и проведенная диагностика; - у многих детей необходимо проводить работа, направленную на формирование надситуативно-преобразовательного характера творческих решений, а именно у 40% детей - низкий уровень. Хорошие результаты показала диагностика творческого потенциала детей развитие способности видеть целое раньше частей: у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком, низкий уровень нами не обнаружен. Данный результат считаем закономерным, так как ребенок 44 всегда видит целое раньше частей. Но дети теряют эту способность, потому что при изучении какого-либо предмета или явления педагогу предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и только затем раскрывать его целостный образ, что может приводить к существенному снижению творческих способностей детей. Результаты проведенной диагностики (Приложение 1). В процессе наблюдения за деятельностью детей можно было увидеть, что дети мало проявляли творчество, были скованные, не всегда умели выполнять действия с предметами, пользоваться различными видами театров. У детей было плохо развито воображение, с неуверенностью и с неохотой включались в деятельность, перевоплощались в художественные образы. Дети не могли действовать согласованно, не умели строить простейший диалог. Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития творческих способностей дошкольников в начале учебного года, но и определить работу с данной группой по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Использование театрализовано - игровой деятельности направленной на развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста.

                                                   

 

На основе полученных результатов диагностики в старшей группе «Звездочка» была поставлена цель: построение работы с учетом реализации эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Совершенствование игровых навыков и творческую самостоятельность через театрализованные игры, музыкальные игры, развивающие творческие упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания, самостоятельность мышления. (11) Для того чтобы достичь, поставленной цели, был намечен перспективный план работы, включающий использование различных методов и приемов, нацеленных на создание атмосферы творчества. И, как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализовано-игровой деятельности.

       Прежде всего, мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр; вместе с родителями изготовили теневой и пальчиковый театры; сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля; сшили костюмы к сказкам. Также нами был пополнен набор музыкальных инструментов: был приобретён металлофон, ксилофон, бубны, треугольники, арфы, погремушки и т.д.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Начинают с самого простого - вначале дети являются зрителями. Ведь они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в творческих играх. Участвуя в совместной деятельности со взрослым, дети наблюдают как он говорит, действует за персонажа, имитирует ролевые движения. Стараются чувствовать интонацию, особенно, построенных на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины. Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становилось интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Дети обыгрывают разные модели поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивают правила хорошего тона, этикета.

Большое значение имеет выбор литературного произведения, при чтении которого учитывались знания и интересы детей. Заранее продумывалось, как удачнее донести до ребят содержание текста или музыки. Старались, чтобы каждый ребёнок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки предлагали прослушать её в грамзаписи. Затем проводили с ребятами беседу, с помощью которой учили их вникать в суть поведения персонажей.

Далее предлагали детям прослушать музыку,      под которую действует каждый персонаж. Дети переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Музыка подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Затем разучивали с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи. Кроме того, давали небольшие задания. Например, при подготовке к инсценированию сказки «Колобок» предлагали пробежать, как лисичка или зайчик; произнести слова тихим или громким голосом, как медведь или весёлым, звонким, как Колобок.

При распределении ролей учитывали индивидуальные особенности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: «Как быть, если не все желающие смогут получить роль?» Решили на каждую роль назначать дублёра. Это даёт возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Постепенно учили детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные особенности литературных персонажей в инсценировках.

Игры-драматизации старших дошкольников часто становились спектаклями, а зрителями бывают дети из других групп. Для обыгрывания произведений посложнее использовали фланелеграф (особенно на начальных этапах). Картинки иллюстрируют рассказ, сказку. Так, особенно эффективно использовался фланелеграф для составления сезонных сказок. Например, На небе появляется тучка, из неё сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым, пушистым одеялом. Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором чётко фиксируются различные ситуации.

От игры к игре нарастала активность детей. Они запоминали текст, перевоплощались, «входили в образ», овладевали средствами выразительности. Дети начинали чувствовать ответственность за успех игры.

Развитие навыков общения невозможно без создания атмосферы доброжелательности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Для этого проводились игры-занятия на лучшую поделку, где сами дети должны были похвалить поделки друг друга, найти в них отличительные особенности и доказать, что имена эта поделка заслуживает первого места. При этом мы поощряли не столько лучшую поделку, сколько наиболее яркое хвалебное высказывание в отношении поделки товарища.

Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в группе: дети встречают друг друга радостной улыбкой, весело приветствуют, приглашают вновь пришедшего играть.

Мы испытывали социальные навыки детей в очень сложных и неожиданных ситуациях общения. Нам очень важно было добиться, чтобы полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни.

 При проведении игровых занятий мы придерживались следующего плана:

1. Установка на игру. На данном этапе происходит введение детей в тему, создаётся определённый эмоциональный настрой.

2. Основная часть. На этом этапе занятия используются разные формы театрализованной деятельности:

- речевые игры (артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, диалогические скороговорки и стихотворения, интонационные упражнения, «чтение» стихов с помощью рук, творческие игры со словами);

- специальные театральные игры и этюды, направленные в основном на развитие воображения и фантазии, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, на подготовку детей кдействия в сценических условиях, где всё является вымыслом;

- работа над спектаклем, постановкой, импровизацией (речевые, музыкальные, танцевальные) на заданные темы.

3. Заключительная часть - подведение итогов и настрой детей на дальнейшую деятельность. См. Приложение 2.

 

 

2.3. Анализ результатов опытно-поискового исследования

 

После проведения работы с учетом реализации эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности была проведена повторная диагностика измерения уровня развития творческих способностей дошкольников по той же методике. Предполагаем, что результаты будут иметь положительную тенденцию, так как считаем, что театрализованная деятельность способствовала более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Результаты проведенной диагностики (Приложение 3). Обобщенные результаты исследования творческих способностей по группе в процентах можно наглядно увидеть в таблице 2.

                                                                                                              Таблица 2

Обобщенные результаты исследования творческих способностей по группе

 

Проведённые методики

                                               Уровни развития

             Низкий

           Средний

          Высокий

Методика «Солнце в комнате»

        3 детей = 20%

9 детей = 45%

7 детей = 35%

Методика «Складная картинка»

                0%

4 детей = 20%

16 детей = 80%

Методика «Как спасти зайку»

                0%

13 детей =65%

7 детей = 35%

 

 

Интерпретация результатов.

 

Полученные данные повторной диагностики показали, что низкий уровень развития реализма воображения обнаруживается уже у 20 % детей, увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем – 45% и 35% соответственно. Развитие надситуативно-преобразовательной способности творческих способностей у 65% детей – теперь на среднем уровне, и 35% на высоком. Низкий уровень дети не обнаружили. Способность видеть целое раньше частей теперь у 20% детей развита на среднем уровне и 80% детей на высоком. Низкий уровень также не обнаружен. Соотношение результатов первого и контрольного этапов опытнопоискового исследования творческих способностей детей можно увидеть на представленных ниже диаграммах (рис. 1-3):

 

image

 

Рис. 1 Соотношения уровня развития реализма воображения в процентах

 

 

 image

 

Рис. 2. Соотношения способности видеть целое раньше частей в процентах

 

image

 

Рис. 3. Соотношения способности надситуативного-преобразовательного характера творческих решений в процентах

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: Теперь большинство детей в группе (45%) имеют средний уровень творческого воображения. Способность к надситуативно-преобразовательному характеру творческих решений теперь обнаруживают все дети группы, показывают хорошие результаты, средний уровень 65% детей, и высокий 35%. В процессе наблюдений за детьми на формирующем этапе мы заметили, что дети стали обладать дифференцированным восприятием, хорошо справлялись с любыми видами продуктивной творческой деятельности. Им было свойственно более развитое, чем ранее воображение, фантазия, уверенность в себе и в своих силах. Дети не боятся фантазировать, пробовать применять на практике свои возможности и эмоционально откликаются на любой вид творческой деятельности. У большей части дошкольников отмечается положительный интерес к музыке, к театрализованной деятельности. Они теперь не только с интересом слушают музыку, смотрят спектакли и выполняют творческие задания, но и сами активно участвуют в постановках, проявляют при этом эмоциональный интерес и творческую активность.

 

Выводы по 2 главе

 

В результате проведения диагностики развития творческих способностей дошкольников по методике В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова, обнаружили, что дети старшей группы на начальном этапе проявили плохо развитое творческое воображение, которое является основой творческих способностей (у большинства детей 65%). Результаты диагностирования также показали, что у многих детей необходимо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений: 40% низкий уровень. После проведения опытно-поисковой работы, в которой были реализованы приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, мы провели повторную диагностику. Результаты показали, что низкий уровень творческого воображения обнаруживается только у 20% детей по сравнению первоначальными 65%, увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем – 45% и 35%. Развитие надситуативно-преобразовательных способностей творческих решений теперь у 65% детей по сравнению с первоначальными 40%. Использованные в исследовании методы и приемы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности доказывают  их эффективность. (9) Мы убеждаемся, что использование креативных методов и приемов в театрализованной деятельности дошкольников положительно влияют на их творческие способности. А сравнительный анализ показал, что уровень развития способностей на высоком уровне только там, где системно применяются приемы и методы для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Выводы сделаны на основе результатов исследования. Таким образом, работа по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности с применением креативных приемов и методов позволила решить многие педагогические задачи, касающиеся развития творческих способностей детей. Дети раскрепощаются, становятся активными участниками на праздниках, используют умения и навыки, приобретенные на занятиях в самостоятельной деятельности. (18)

Заключение

 

Для развития современного ребенка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием  детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Расширяющиеся умения и знания, понимание окружающих людей помогают ребёнку интересно играть, увлекательно общаться со сверстниками.           

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития творческих способностей. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра - любимая форма деятельности, в которой осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. дошкольный творческий педагогический театрализованный

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным и интересным времяпрепровождением детей.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова применяет как синонимы понятия "театрализованная игра", "театрально-игровая деятельность и творчество" и "игра-драматизация", В.Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются "наличием художественного образа и драматического действия". Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их "творческими" (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.).

Игры-драматизации "представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом -- сценарием игры" (О.А. Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. (5)

И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). (4)

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Исследователи (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой "рубежный" вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина). (16)

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный системный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели с применением эффективных методов и приемов развития творческих способностей в театрализованной деятельности. В данной работе, на основе изучения литературы по теме, изучены приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. (13) Реализованы на практике дошкольного образовательного учреждения системные и эффективные приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Определилась важность заинтересованности в занятиях самого педагога. Для умелого управления процессом педагог должен владеть основами актерского мастерства, основами режиссёрских умений, должен понимать и разбираться в том, что чувствует ребенок, направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений. Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что использование разнообразных приемов и методов в театрализованной деятельности, направленных на формирование творческих способностей, способствует кроме всего и развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, что традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания не содержит системы эффективных методов и приемов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Как показали результаты опытно-поискового исследования для исправления существующего положения в системе дошкольного воспитания, необходимо последовательное и систематическое использование эффективных методов и приемов в непосредственно образовательной деятельности для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется изучение педагогических условий предметно-пространственной среды развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. (19)

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова О.Е., Колодич Е.Н., Санцевич Д.В., Юркевич Н.А. Программа

«Радуга». Методические рекомендации. - Минск: БГПУ, 2004. – 35 с.

2. Алексеев Н.Г. О психологических методах изучения творчества /

Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1971. – 335 с.

3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник,

1981. – 350 с.

4. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – СПб:, Нева,

2001. – 240 с.

5. Бекина С.И. Музыка и движение – М.: Просвещение, 2004. – 220 с.

Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1981. – 266 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский – М.:

Просвещение, 1991. – 266 с.

7. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж.

Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 5–10 лет). –

СПб: ГП «Иматон», 1996. – 84 с.

8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –

СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 – 280 с.

9. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества:

Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

10. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе

ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ. – 2003. – 190 с.

11. Козулина Ю.Г. Методика преподавания психологии: хрестоматия /

Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

12. Лапшина А.В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные

трактовки // Молодой ученый. – 2010. – Т.1. – С. 252-254.

13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред.

Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. – 250с.

14. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического

воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. – 255 с.

15. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 320 с,: ил.

16. Общая психология. Учебник для вузов/под ред. Р.X. Тугушева и

Е.И. Гарбера. – Саратов: «Научная книга», 2003. – 480 с.

17. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Издат.

центр «Академия», 2000. – 232 с.

18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Новые исследования в

психологии и возрастной физиологии. – 1991. – С. 120.

19. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка.

– М.: «Альта-Принт», 2005. – VIII, 1239 с.

20. Шадриков В.Д. Способности человека. – М., Институт практической

психологии, 1997. – 288с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...

" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это мож...

Обобщение педагогического опыта по теме Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллект...