Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Волшебная палитра» для детей старшего дошкольного возраста от 6 д
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Шапиева Алена Викторовна

ДополнЦель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_volshebnaya_palitra.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №15 «СОЛНЫШКО»

Утверждаю

Заведующий

МАДОУ города Нижневартовска ДС №15

«Солнышко»

___________  О.А. Мельник

Принято на педагогическом совете №1

Протокол №1 от 31.08.2023г

Приказ № 454 от  31.08.2023 г.                                                                                                                                        

s1200.jpg

             Дополнительная общеобразовательная программа

            дошкольного образования

              по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования)

«Волшебная палитра»

для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

на 2023 -2024 учебный год

Руководитель:

воспитатель Шапиева А.В.

                             

                                                         

г. Нижневартовск, 2023 год

Содержание программы

№ п/п

Наименование

Страница

1.

Информационная карта

2.

Пояснительная записка

3.

Цели и задачи

4.

Планируемые результаты

5.

Объем образовательной нагрузки

6.

Содержание программы

7.

Организационно-педагогические условия

7.1.

Учебно-тематический план

7.2

Расписание занятий

8.

Календарный учебный график

9.

Программно-методическое обеспечение

10.

Материально - техническое обеспечение

11.

Мониторинг

12.

Список используемой литературы

13.

Приложение


1.Информационная карта

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа

            дошкольного образования

              по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования)

«Волшебная палитра»

Основания для разработки

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями от: 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.)

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 413-п о государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Заказчик программы

Родители

Основной разработчик программы, соавторы

Шапиева Алена Викторовна, воспитатель, руководитель программы дополнительного образования              по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования)

«Волшебная палитра» 

Целевая группа

Для детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение

Цель программы

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы

Развивающие:

•        Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

•        Развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования, воображение.

•        Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.

•        Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

•        Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).

•        Учить получать различные оттенки красок основных цветов.

•        Учить использованию различных материалов

•        Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

•        Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.

•        Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать

композиции, образы.  Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные:

•        Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

•        Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

•        Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Срок реализации

2023-2024 учебный год

Исполнители программы

Шапиева А.В.(воспитатель)

Система контроля

Педагогическая диагностика проводится два раза в год:   1 – вводная (сентябрь);  2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:  высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.

Пояснительная записка.

     В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

       Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.

Для развития творчества важно все, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает положительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.

Актуальность программы: ОД в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы.

Развивающие:

  • Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
  • Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
  • Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
  • Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
  • Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
  • Учить использованию различных материалов
  • Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
  • Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
  • Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать

композиции, образы.  Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные:

  • Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:

-приобщение детей к творчеству;

-знакомство детей с различными техниками рисования;

-знакомство детей с различными материалами.

При составлении данной программы учитывались основные принципы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • Принцип динамичности (от самого простого к сложного);
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

Особенности программного материала кружка.

     В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей, и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей. Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

     Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов. Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов. Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощряет и поддерживает детские творческие находки.

Срок реализации: 1 год. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.

Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 30 мин.

Списочный состав группы – 15 воспитанников.

Основные этапы реализации:

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе – конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе – творческом дети самостоятельно используют традиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

     Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

      Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

       Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

      Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

   Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы. Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

      Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.

Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Основные применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии.

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

- ИКТ

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года ребёнок:

  • уверен в действиях и ответах в течение занятия;
  • активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
  • умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
  • ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • проявляет фантазию, художественное творчество;
  • умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
  • завершает работы декором;
  • умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • умеет использовать трафареты и печати при работе;
  • завершает работу декором;
  • умеет убирать за собой рабочее место.

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования.

Оценка становления основных   характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт.  Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми.  Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, те сведения, которые накопились за время кружковой работы.

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

1 балл

НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

0 баллов

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

Диагностика проводится два раза в год: в сентябре-октябре, в апреле-мае.

Перспективный план работы кружка

Сентябрь

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Осень»

(Мягкая роспись

по ткани)

Развивать художественное восприятие.

Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности.

Воспитывать аккуратность.

Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеёнка.

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Рассмотреть образец воспитателя. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

Развивать ритмичность движений.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

Воспитывать чувство сопереживания.

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья, полоски бумаги, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье. После работы дети рассказывают о своих шарфиках, какое варенье «сварили».

«Белочка»

Сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухой кистью, закрепить знания о внешнем виде и повадках белок.

Контурное изображение белочки, чёрная и белая бумага, чёрная и белая гуашь, настольная лампа, кисти, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

Краткий рассказ воспитателя о том, как белочка шла в гости, за ней все время   кто-то бежал. Это её тень.

Показать с помощью лампы как появляется тень. Предложить нарисовать силуэтный портрет белочки. Объяснить последовательность рисования.


Октябрь

«Домик» (Печатание)

Развивать

координацию движений рук, мелкую моторику.

Продолжать учить получать изображение печатанием.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь, кусочки поролона.

банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

Краткий рассказ о лисичке, которой очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования (отпечаток). После окончания работы дети рассматривают рисунки друг друга.

«Волшебники страны Рисовандии» (Граттаж)

Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными техниками (симметричная монотипия и «граттаж»).

Альбомные листы, акварель, баночки с водой, кисти, основа для «граттажа», зубочистки, салфетки.

Воспитатель предлагает отгадать кроссворд, затем проводится беседа о цветах и бабочках. Объяснить способ рисования и предложить нарисовать бабочек.

«По замыслу» (Совместное рисование)

Развивать творческие способности.

Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Картон, листы бумаги, пластилин, краски, ватные палочки и др. изо. материалы.

Показать детям оригинальный рисунок. Спросить, хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. Работа детей. В конце организуется выставка.

«Причёска для бабушки» (Рисование ватными палочками)

Развивать

координацию движений рук, мелкую моторику. Учить рисовать ватными палочками.

Альбомные листы, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Послушать песенку о бабушке, попросить детей рассказать о своих бабушках и предложить нарисовать их портрет.

Ноябрь

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Любопытный ёжик»

(Метод тычка и штриховки)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие, моторику рук.

Закреплять умение применять в изодеятельности метод «тычка» и «штриховки».

Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Бумага, гуашь, жесткие кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ёжика. Объяснить последовательность работы. В конце НОД организуется выставка портретов. Дети рассказывают о своих ёжиках, какие они, куда спешат и т. д.

«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)

Развивать координацию движения рук, цвето- и формовосприятие.

Учить самостоятельно использовать знакомые техники в изодеятельности.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от одноразовых шприцов, кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у неё остались только белые, она просит помочь ей украсить их.

Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.

В конце НОД дети делятся впечатлениями, рассказывают, почему именно так раскрасили рукавички.

«Пейзаж» (Натюрморт)

Развивать интерес к рисованию, положительные эмоции, цвето- и формовосприятие, чувство композиции.

Расширять представления о разных техниках рисования.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ткань, силуэты: дом, дерево, звёзды; зубная щетка, расчёска, гуашь разного цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж на «холсте» (ткани).

Дети рисуют свои пейзажи, рассказывают о них.

Мини-выставка.

Развивать эмоционально-

Тонированная бумага А

Дети любуются заснеженной берёзой на иллюстрациях. Чтение стихотворения

«Берёза в снегу»

(Метод тычка)

чувственное восприятие.

Совершенствовать умение пользоваться методом тычка.

Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

4, белая гуашь, кисть мягкая, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

«Белая берёза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком. В конце НОД дети делятся впечатлениями. Устроить мини-выставку.

Декабрь

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Морозные узоры» (Рисование свечой)

Развивать ассоциативное мышление, воображение, желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Познакомить детей с техникой «Рисование свечой».

Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

Образцы узоров, альбомные листы, кусочки свечи, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки.

Дети любуются узорами на окне. Воспитатель читает стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий», предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска. Показывает технику рисования. Дети работают.

В конце НОД дети делятся впечатлениями, устраивается мини-выставка.

«Звёздное небо» (Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. Развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования.

Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватные тампоны, клеенка или газета, свеча, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Беседа о звёздах. Обсуждение: чем можно нарисовать звёзды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. Дети делятся впечатлениями.

«Невидимки» (Линия, как средство выразительности)

Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы.

Листы бумаги А 4, по 2 платочка (один тёплого тона, другой- холодного тона), карандаши.

Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами.

В конце НОД дети делятся впечатлениями, организуется мини-выставка.

«Нарисуй, что хочешь»

(Работа со знакомыми техниками)

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность, интерес к использованию разных техник рисования.

Воспитывать эстетический вкус.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чём)

2. инструмент (чем)

салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Предложить детям рассмотреть содержимое ящика. Обсудить что можно нарисовать этими предметами и на чём.

В конце НОД предложить детям рассказать о своих рисунках, поделиться впечатлениями.

Организуется мини-выставка.

Январь

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Загадки» (Рисование над пламенем свечи)

Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, координацию движений рук,

цвето- и формовосприятие.

Познакомить с техникой рисования свечой.

Воспитывать эстетический вкус, смелость в овладении новой техникой.

Плотная бумага, свеча, спички, таз с водой.

Дети отгадывали загадки, нарисованные линиями, нитками, а сегодня загадывать

загадки будет свеча. Показ образца действий. Контроль воспитателя.

В конце НОД предложить детям поделиться впечатлениями, рассказать о своих загадках.

«Новые игрушки» (Кубизм)

Развивать творческое воображение.

Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму.

Воспитывать инициативность, эстетический вкус.

Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки.

Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь.

Напомнить порядок рисования с использованием трафаретов.

В конце НОД предложить детям рассказать о игрушках, которые нарисовали.  Мини-выставка.

«Мой сон» (Работа со

знакомыми техниками)

Развивать творческие способности, воображение.

Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения, используя знакомые техники.

Воспитывать инициативность.

Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Воспитатель просит детей вспомнить   наиболее запомнившиеся и яркие сны и изобразить впечатления от своего сна доступными техниками по желанию.

Дети выбирают наиболее подходящие материалы и приступают к работе.

Организуется мини-выставка.

«На что похоже?»

(Аппликация с дорисовыва-нием)

Развивать наблюдательность, цвето- и формовосприятие, художественный вкус.

Учить детей создавать интересные образы, используя технику –аппликация с дорисовыванием.

Воспитывать инициативность.

Карандаши, краски, кисти листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги

салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок.

В конце НОД предложить детям рассказать о своих рисунках, организуется мини-выставка.

Февраль

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание + наб-рызг + силуэтное рисование)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники

Воспитывать инициативность.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания; манка, ватные палочки, мятая бумага, клей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу.    Дети выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают какими способами они добились таких результатов.

Мини-выставка.

«На что похоже?» (Техника монотипии)

Развивать воображение, образное мышление, интерес к рисованию.

Знакомить детей с симметрией.

Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать. Показать способ работы.

В конце НОД организуется мини-выставка. Дети рассказывают о своих рисунках.

«Музыка»

(Пальцевая живопись)

Продолжать развивать интерес к рисованию, художественное восприятие.

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Закреплять умение рисовать, используя технику пальцевой живописи.

Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

Бумага, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино - бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов».

В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают о настроении музыки, которую они изобразили.

Организуется мини-выставка.

«Придумай и дорисуй»

Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, формо - и цветовосприятие.

Учить детей создавать новые образы.

Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

Листы бумаги с незаконченным рисунком; гуашь, карандаши, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у них было изображено.

Организуется мини-выставка.

Март

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Открытка» (техника теснения)

Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений, интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.

Активизировать мыслительную деятельность. Показать зеркальное отражение рисунка.

Воспитывать эстетический вкус.

Плотная бумага, пенопласт, иглы от одноразовых шприцев, рисунки-трафареты, копировальная бумага, скрепки.

Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей. Рассматривание рисунков.

Мини – выставка.

«Букет незабудок для мамы» (Ватные палочки)

Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, учить смешивать краски и получать различные оттенки цвета.

Альбомные листы, гуашь, простые карандаши, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой, кисти, Ватные палочки, палитра.

Послушать песенки о маме, предложить детям рассказать о своих мамах. Объяснить последовательность выполнения работы, нарисовать букет для мамы.

«Ледоход» (Метод старения)

Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? В конце НОД предложить детям поделиться впечатлениями.

Организуется мини-выставка.

«По замыслу» (Совместное рисование)

Развивать творческие способности.

Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Карандаши, листы бумаги.

Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребёнка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребёнку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Апрель

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Верба» (метод «тычок»)

Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

Учить использовать технику «тычок».

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Кисти № 1, 2, 3, 5; акварель, гуашь, ветки вербы в вазе, альбомные листы.

Воспитатель предлагает отгадать загадку о вербе, а затем нарисовать её веточки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками.

«Аленький цветочек» (Рисование ладошкой)

Развивать чувствительность к цвету, художественное восприятие.

Использовать цвет для передачи чувств. Учить рисовать, используя краски всей цветовой гаммы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки

матерчатые и бумажные, банки с водой.

В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на аленький цветочек из сказки. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветочек. В конце НОД дети показывают свои рисунки кукле.

«Езда на автомобиле» (Линия, как

средство выразительности)

Развивать чувствительность к характеру линий, глазомер.

Учить рисовать разнообразные

линии. Тренировать движения руки.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Листы бумаги с изображением

извилистой дороги, карандаши.

Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в

пропасть. Дети выполняют задание.

Проводят линию – «дорогу» и

возвращаются обратно.  «Дорога» должна быть извилистой.

Самопроверка.

«Грибная полянка» (Техника акватуши)

Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки.

Закрепление умения рисовать разными техниками.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Гуашь, чёрная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой,

Воспитатель рассказывает сказку о том, как грибочки играли в прятки и спрятались.  Как их найти? Давайте польём их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуют грибочки и прячут их.

Май

Тема

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Сирень»

(Совмещение техник)

Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев), ватные палочки.

Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину, на которой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют, чем рисовать листья, чем цветы.

«Облака» (Рисование по сырому фону)

Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, формо- и цветовосприятие.

Помочь детям в создании выразительного образа. Закрепить умение рисовать в технике по сырому.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой

Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Обсуждение.  Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков в озере.

«Цветочная поляна»

(Рисование металлическими крышками от бутылок).

Развивать наглядно-образное мышление, художественное восприятие.

Познакомить с техникой рисования металлическими крышками от бутылок.

Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага зелёного цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в группе всегда была красивая цветочная поляна? Объяснить способ работы. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.

«Одуванчики»

(Рисование

мыльными пузырями)

Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.

Познакомить детей с новым способом получения изображения-рисование мыльными пузырями.

Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки, аккуратность.

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведённая шампунем, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.

Список используемой литературы

  • «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

  • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  • Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
  • Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
  • Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – С П б.; КАРО, 2008г.
  • Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
  • Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – С П б.; КАРО, 2007г.
  • Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
  • Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
  • Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

\

Приложение к программе

Период мониторинга: Сентябрь, Май

Достаточный уровень –  детей (%)       Близкий к достаточному –  детей (%)      Недостаточный уровень –  детей (%)  

   

Ф.И ребенка

.

1

Абидова Мехрона

2

Артемьев Кирилл

3

Сидорчук Яна

4

Головченко Настя

5

Валиахметова Алина

6

Киндяшева Валерия

7

Идиатуллина Яна

8

Файзуллина Ралина

9

Чернышова Кира

10

Сморж Максим

11

Абдурахманова Марьям

12

Бакиева Лейсан

13

Юсупова Милена

14

Волкова Виктория

15

Самарин Слава

Общий показатель:

Достаточный уровень –3;

Близкий к достаточному – 2;

Недостаточный уровень - 1

Достаточный уровень – от 2,5 – 3 (знает,  уверенно  называет, заинтересованно рассказывает,  имеет полные представления,  почти  всегда  проявляет  осведомлённость  или называет в ответ на вопрос взрослого).

Близкий к достаточному – от 1,5 – 2,5 (частично осведомлён, имеет частичные представления, вспоминает с помощью взрослого, называет не все параметры; интерес к беседе не устойчивый, но, вступив  в разговор, чаще занимает активную позицию).

Недостаточный уровень от 1 – 1,5 (недостаточно осведомлён, отвечает  с  помощью  взрослого;  интерес  к разговору слабый).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к нод по ОО Художественно- эстетическое развитие "Изобразительная деятельность" Рисование "Девочка в нарядном платье" старший дошкольный возраст

Материал будет интересен воспитателям при подготовке к нод.Рисование «Девочка в нарядном платье»О цель:  Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму  платья, форм...

Конспект игры по художественно - эстетическому развитию на тему «Большие и маленькие» для детей старшего дошкольного возраста. (музыкальная игра)

Музыкальная игра . цель : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Програмное содержание:по слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая те...

Конспект НОД по образовательной области Художественно-эстетическое развитие. Аппликация на тему "Зимующие птицы". Для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект Проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Экологическое воспитание. Художественно -эстетическое развитие. Аппликация» на тем...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественно – эстетическое развитие» на тему: Машины нашего города (для детей старшего дошкольного возраста).

Конспект НОД по лепке «Машины нашего города». Цель: совершенствование техники работы с пластилином. Задачи образовательные: обобщить и уточнить знания детей о разных видах т...