Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством сказок"
консультация

«Сказка – ложь, но в ней есть намек – добрым молодцам урок» - русская пословица.

Каждый человек, независимо от возраста, испытывает притяжение к сказкам. Сказки проникают в наши сердца с самого детства, открывая дверь в волшебный мир, где побеждает добро, где существуют чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждаются.

Читая или слушая сказку, ребенок погружается в сложный мир, где сталкивается не только с дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. С помощью сказок ребенок учится различать хорошее и плохое, отличать нравственное поведение от безнравственного. Детство – самое благоприятное время для формирования моральных принципов и убеждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание дошкольников  посредством сказок»

«Сказка – ложь, но в ней есть намек – добрым молодцам урок» - русская пословица.

Каждый человек, независимо от возраста, испытывает притяжение к сказкам. Сказки проникают в наши сердца с самого детства, открывая дверь в волшебный мир, где побеждает добро, где существуют чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждаются.

Читая или слушая сказку, ребенок погружается в сложный мир, где сталкивается не только с дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. С помощью сказок ребенок учится различать хорошее и плохое, отличать нравственное поведение от безнравственного. Детство – самое благоприятное время для формирования моральных принципов и убеждений.

Содержание нравственного воспитания всегда претерпевает изменения со временем, но всегда остаются актуальными гуманизм, толерантность, эмпатия, многостороннее развитие личности, стремление к труду и познанию мира, критическое мышление.

Сказки являются богатым источником нравственных принципов и моральных норм. Эти произведения фольклора были созданы множеством поколений людей и проникнуты народной мудростью, накопленной за века. За фантастической оболочкой сказок скрывается реальный опыт и знания о социальных отношениях, которые особенно необходимы детям, еще не обладающим достаточным опытом в общении со своими сверстниками. Кроме того, сказки прививают чувство прекрасного и содержат не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Существует неразрывная связь между этикой и эстетикой.

С помощью сказок ребенок научится ценить доброту и справедливость, у него выработаются предпочтения в отношении героев, проявляющих эти качества. Ребенок с легкостью распознает и негативно воспринимает героев, которые лгут или предают своих друзей. Сказки можно назвать своеобразным "учебником жизни" для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания.

Основы нравственного воспитания закладываются в младшем дошкольном возрасте. Именно на этой жизненной стадии формируются основы будущей личности, возникают первичные представления о противоположных свойствах, таких как хорошее и плохое, добро и зло, сочувствие и равнодушие. Этот процесс будет более успешным при совместной работе в данном направлении семьи и детского сада.

Сказки о животных являются первыми сказками, с которыми знакомится ребенок еще в самом раннем возрасте. Животные в этих сказках не просто звери и птицы, они представляют собой человеческие характеры и модели поведения. Каждое животное в сказке обладает своими типичными чертами. Лисы обычно изображаются умными и хитрыми, но использующими свой ум только в своих целях. Волк, напротив, отличается злобой и жестокостью, не обладая умом. Медведь является более сложным образом: то жестокий и злой, то добрый и справедливый. Дети всегда отдают предпочтение положительным героям, проявляющим доброту, честность и справедливость. Сказки о животных учат детей ставить добро и правду выше зла, обмана и силы.

Волшебные сказки являются самыми популярными среди детей дошкольного возраста. Их притягивают необычные герои, которых невозможно встретить в реальной жизни, яркие образы и героические подвиги. Сюжет волшебной сказки часто строится вокруг борьбы между человеком, олицетворяющим положительные качества, такие как доброта, честь и справедливость, и отрицательным персонажем, злым и жестоким, обладающим различными магическими способностями. Дети с восторгом следят за развитием событий, радуются успехам героя, который справляется с злом и достигает своей цели, находит счастье. Такие сказки учат детей оценивать внутренние качества человека, видеть его способность проявлять доброту, честность и справедливость, помогать друзьям.

Социально-бытовые сказки наиболее отражают реальную жизнь, в них отсутствуют фантастические элементы. Каждое слово героев всегда несет смысл и нацелено на нравственное развитие маленьких слушателей. Поступки героев явно поощряются или осуждаются, отрицательные персонажи, проявляющие злобу, жадность, жестокость или равнодушие, насмехаются и подвергаются наказанию.

Одна из русских пословиц утверждает, что сказка – ложь, но в ней есть намек для добрых молодцев. И действительно, несмотря на то, что в сказках происходят невозможные вещи: вещи, которым нет места в реальности, магические предметы помогают героям достигнуть своих целей, животные и птицы разговаривают и вступают в отношения, характерные только для людей, – в них всегда присутствует некая нравственная посылка, мораль, которую дети запоминают и применяют в повседневной жизни. Сказка – это всегда урок доброты, взаимопомощи, сочувствия и справедливости.

В большинстве народных сказок всегда бывает счастливый конец: злодеи наказываются, а герои торжествуют. В этом и заключается своеобразная мораль: если хочешь жить счастливо, то поступай справедливо, будь добрым и честным, уважай других людей. Уроки, скрытые в сказках, дети хорошо запоминают. Им даже не составляет труда объяснить, что в лес нельзя ходить без взрослых, так как там много опасностей, потому что так научила их сказка "Маша и Медведь". На примере "Репки" или "Теремка" дети понимают, что взаимопомощь может привести к результатам, которых довольно сложно достичь силами одного человека.

Со временем дети начинают размышлять над причинами поступков персонажей сказок, а также над их характерами. Когда сказку слушает ребенок, у него возникает потребность высказаться, поделиться своими мыслями и переживаниями со сверстниками и взрослыми. Очень важно предоставить детям такую возможность - свободное обсуждение сказки во время чтения помогает развивать коммуникативные навыки детей, учит их не бояться высказывать свое мнение и одновременно признавать возможность существования разных точек зрения на одну и ту же проблему.

При чтении детям сказок важно помнить, что они очень восприимчивы к любому виду обмана, эмоциональной манипуляции. Ребенок поверит только искренним, не преувеличенным эмоциям. Если взрослый не заинтересован в сказке, не откликается на нее эмоционально, то ребенок потеряет интерес к ней.

У детей дошкольного возраста появляются определенные психологические потребности, которые можно удовлетворить с помощью сказок:

- Потребность в самостоятельности. Герои сказок действуют самостоятельно: они принимают решения, предвидят последствия своих поступков. Они несут ответственность за свои действия, становясь примером для юных читателей.

- Потребность в знаниях и опыте. Благодаря приобретенным героем знаниям ему удается победить своего врага, который обладает меньшим объемом знаний и опыта.

- Потребность в активности. В сказках герои всегда проявляют активность: они отправляются в путешествия, спасают друзей от злодеев, помогают другим положительным персонажам.

Выбирая сказки для чтения детям, нужно учитывать наличие в них персонажа, которым они могли бы восхищаться, которому хотелось бы подражать. Этот персонаж должен обладать такими положительными качествами, как верность друзьям, стремление к справедливости, готовность приложить усилия для достижения своей цели, способность к сочувствию и взаимопомощи. В общем, все те моральные принципы и другие качества личности, которые мы, взрослые, хотели бы развить у своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особ...

«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...

проект "Патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"

Проект «Русские народные сказки»Паспорт проектаПродолжительность проекта2 неделиТип проектакраткосрочныйУчастники проектаСтаршая группаРазработчик проектаАнтипова Инесса ГеннадьевнаТ...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине"

Консультация  "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине"...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством подвижных народных игр»

 Воспитание патриотизма у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. Утраченные со временем народные традиции и связь поколений,...