Доклад на тему: «Тактильные дощечки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Василий Александрович Сухомлинский  говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

 

Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.

Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. 

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. 

Пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.   

 

Работая с детьми, я обратила внимание на низкий уровень развития речи. Дети не умеют выражать свои мысли, эмоции, чувства, отношение к чему – либо. Я задумалась, как научить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции не односложно, а полными, распространенными предложениями.

Ознакомившись с опытом работы педагогов – новаторов, я обратила внимание на то, что работа над развитием речи детей может быть основана как на традиционных, так и на нетрадиционных методах.

Одним из таких методов являются «Тактильные дощечки». В ходе работы я почувствовала взаимный интерес со стороны детей.

 

Применяя это пособие в своей работе, я ставлю перед собой следующую цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников с помощью нетрадиционного пособия «Тактильные дощечки».

Работу я начала с создания развивающей среды по развитию речи в своей группе и изготовила  дидактическое пособие «Тактильные дощечки», которое  является не просто материалами для манипуляций и развлечения детей, а каждая из дощечек имеет дидактическое значение, направлена на освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств, активизацию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_larisy_b.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области

Доклад на тему:

«Тактильные дощечки»

 

Воспитатель:

Бушуева Лариса Викторовна

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Василий Александрович Сухомлинский  говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.

Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. 

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. 

Пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.   

Работая с детьми, я обратила внимание на низкий уровень развития речи. Дети не умеют выражать свои мысли, эмоции, чувства, отношение к чему – либо. Я задумалась, как научить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции не односложно, а полными, распространенными предложениями.

Ознакомившись с опытом работы педагогов – новаторов, я обратила внимание на то, что работа над развитием речи детей может быть основана как на традиционных, так и на нетрадиционных методах.

Одним из таких методов являются «Тактильные дощечки». В ходе работы я почувствовала взаимный интерес со стороны детей.

Применяя это пособие в своей работе, я ставлю перед собой следующую цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников с помощью нетрадиционного пособия «Тактильные дощечки».

Работу я начала с создания развивающей среды по развитию речи в своей группе и изготовила  дидактическое пособие «Тактильные дощечки», которое  является не просто материалами для манипуляций и развлечения детей, а каждая из дощечек имеет дидактическое значение, направлена на освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств, активизацию речи.

Исходя из своего опыта, рекомендую размеры тактильных дощечек: 6х 12 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.

В результате работы с дидактическим пособием развивается тактильная память, тактильные ощущения, мелкая моторика и речь дошкольника.

Всю свою работу я разбила на три этапа:

 На первом этапе я знакомлю детей с дощечками, ввожу в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учу группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.

На втором этапе учу детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я даю детям задания:

  • Например: демонстрирую картинку, на которой изображены валенки. —Шуба какая? —Меховая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). —Пушистая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

 На третьем этапе работы учу детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, прошу давать оценку своему эмоциональному состоянию.

На основе «Тактильных дощечек» мною была создана игра «Домино».

Таким образом, тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, в результате правильно выстроенных этапов у детей обогатился словарный запас.

В результате:

  • увеличился объем знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появился интерес к заучиванию стихов, поговорок, пословиц, потешек;
  • активизировался словарный запас;
  • многие дети преодолели робость, застенчивость.

Не зря существует выражение, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».Мнемотехника – это система методов ...

Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».

Цель: Систематизировать  знания детей о поведении  диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений " Тактильные дощечки"

Дидактическая игра « Тактильные дощечки»Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные   эталоны. Именно с этой целью мы большое внимание уделяем игровым упражнения...

Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек

Консультация  предложена   учителям-дефектологам,  воспитателям. В ней  описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная  работа  с  тактильно...

Работа с тактильными дощечками для развития тактильных ощущений для ранней группы

Осязательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь...

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...