Картотека «Растем играя».
картотека (средняя группа)

Секиркина Елена Николаевна

Картотека «Растем играя»

игры с детьми, на развитие координации движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rastem_igraya_igry_na_razvitie_koordinatsii.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Растем играя»

игры с детьми, на развитие координации движений.

Игры способствуют освоению эталонов основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознания схемы тела.

«Пляшут дети»

Цель: Обучение ритмичным движениям, умение слушать мелодию.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному из них сплясать: «Саша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!»

Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах вы, сени….»):

Вот наш Сашенька встает,

Он плясать сейчас начнет.

Будет Сашенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Саша, Саша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

А.Ануфриева

Ребенок пляшет, дети хлопают в ладоши.

«Все захлопали в ладоши»

Цель: Обучение простейшим движениям, умению сочетать свои действия с текстом песни.

Ход игры: Дети стоят кружком, взрослый в центре. Взрослый поет на мотив

«Во саду ли, в огороде…»:

Все захлопали в ладоши дети хлопают в ладоши,

Дружно, веселее. стучат ножками.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим, дети хлопают по коленкам

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем дети медленно поднимают

Выше, выше, выше… ручки вверх.

Завертелись наши ручки, поворачивают кисти рук

Снова опустились. то вправо, то влево, опускают ручки.

Покружились, покружились

И остановились.

А.Ануфриева.

«Мы ногами топ-топ-топ»

Цель: Обучение ребенка движениям под музыку, развитие умения слушать слова.

Ход игры: Дети поют вместе со взрослым и под музыку выполняют движения:

Мы ногами топ-топ-топ, дети и взрослый ходят, высоко

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! поднимая ножки, хлопают в ладошки.

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем идут за взрослым, хлопают в ладошки.

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ! стоя на месте, топают ножками,

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! хлопают ручками.

Ай да малыши! руки на пояс, кружатся.

Ай да крепыши!

А.Ануфриева.

«Мы топаем!»

Цель: Развитие чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни.

Ход игры: Стоя в кругу вместе с воспитателем, дети под песенку делают следующие движения:

Мы топаем ногами, топают ножками, хлопают ручками,

Мы хлопаем руками, качают головой.

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем, поднимают ручки, опускают ручки,

Мы ручки опускаем, берутся за руки, бегут по кругу.

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

Е.Тихеева.

«Прятки»

Цель: Обучение ритмическим движениям.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Взрослый поет песню и показывает, какие движения нужно делать.

Где же, где же наши ручки, ручки за спиной.

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки, показывают ручки, поворачивают их то вправо,

Вот наши ручки. то влево.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки, дети приседают, закрывают ножки ручками.

Где же наши ножки.

Вот, вот наши ножки, встают и выставляют по очереди то одну, то

Вот наши ножки. другую ножку.

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки, закрывают ручками личико.

Где же наши детки?

Вот, вот наши детки, ребята кружатся, одна ручка поднята вверх.

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки,

Пляшут наши детки?

А.Ануфриева.

«Прибежали в уголок»

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве, действовать по команде.

Ход игры: Дети стоят в одном из углов комнаты, держа в руках флажки.

Взрослый отходит в противоположный угол, широко разводит руки в стороны и говорит: «Бегите ко мне, скорей, скорей!»

Когда все дети прибегут к нему, он говорит: «Прибежали в уголок, выше поняли флажок, вот так!» Высоко поднимает руку.

Дети поднимают флажки и говорят: «Вот так!» Затем взрослый и дети машут флажками и кричат «Ура!»

После этого взрослый снова отходит в другой угол, и игра по желанию повторяется.

«Игра в лошадки»

Цель: Обучение ребенка подражать движениям лошадей и звукам, которые они издают.

Ход игры: Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» «чистят», «поят», «кормят» своих «лошадок», «расчесывают и заплетают гриву», запрягают их.

Все стоят в «конюшне», в отгороженном стульчиками месте. Взрослый раздвигает стульчики - ворота- и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота, выезжаем со двора. Но, но, поехали!» «Лошадки» выезжают и едут по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают копытами «Цок-цок-цок» или ржут, как лошадки, «И-го-го!» Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у».

Гоп, лошадка, не лениться,

Выше ножки поднимай.

В гости надо торопиться,

Поскорее ты шагай!

Но-о-о, поехали быстрее,

Быстро, быстро побежим!

Ну, скорее же, скорее,

Мы теперь с тобой спешим!

Ну, шагай опять, лошадка,

Мы теперь домой идем.

Причешу тебя я гладко,

Мы с тобою отдохнем!

Можно спеть другую песенку:

Мы лошадок покормили.

Их почистили, помыли.

Эй, лошадка, ты постой,

Напою тебя водой!

Взяли вожжи с бубенцами,

Запрягли лошадок сами.

Динь-дон, бубенцы!

Едут-едут молодцы! Е.Тихеева

«Идем по мостику»

Цель: Обучение ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.

Ход игры: На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:

Через мост перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес

Там грибы-маслята.

Г.Бойко

После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом – между кубиками.

«На горку»

Цель: Развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.

Ход игры: Взрослый сидит или стоит, а ребенка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребенка по ноге взрослого. Когда ребенок поднимется высоко, взрослый читает русскую потешку:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубу воронок!

«Перешагни через веревочку»

Цель: Формирование правильной осанки, навыка преодоления препятствий.

Ход игры: Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии10-15см. от пола.

Ребенок сидит на скамеечке на расстоянии 5м от веревочки.

По просьбе взрослого малыш идет и перешагивает через веревочку.

Взрослый контролирует осанку и смыкание губ (спина должна быть прямая, рот закрыт), следит за тем, чтобы упражнение выполнялось четко и красиво.

«Классики»

Цель игры: развить глазомер, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику руки, умственное планирование, память.

Ход игры:

в определенном порядке по расчерченным квадратам пропрыгать как можно быстрее, не наступая на линии.

«Схвати!»

Цель игры: тренировать скорость реакции, зрительно-моторную координацию, все формы внимания, умственное планирование, творческое мышление.

Ход игры:

Один игрок стоит, выставив вперед расставленные и чуть согнутые в локтях руки. Другой игрок держит коробок со спичками над руками первого и, выждав некоторое время для нагнетания напряжения, отпускает его. «Ловец» должен схватить коробок, прежде чем он коснется земли.

«Штандер»

Цель игры: тренировать реакцию детей, зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственную ориентацию и координацию движений.

Ход игры:

Участвующих может быть любое количество. Ооптимальное число – шесть человек. Для игры все участники встают в круг или просто разбегаются недалеко друг от друга. Каждому игроку присваивается номер, либо вместо номера используется его имя. Водящий бросает мяч кверху и одновременно выкрикивает произвольный номер либо чье-то имя. Игрок, чей номер или имя было названо, должен успеть подхватить мяч, пока тот не коснулся земли. Если он сделает это, то теперь сам подбрасывает мяч, а водящий, который выкрикивал номер (имя), должен его поймать – иначе ему снова придется водить.

«Ходим под музыку»

Цель игры: развить скоростные двигательные навыки, осознание своих движений, слуховое сосредоточение, удержание правил, различение темпа музыки.

Ход игры:

Детям предлагается ходить под музыку с внезапными остановками. После остановки ходьба возобновляется, но с ускорением или замедлением темпа. Частоту остановок и характер темпа музыки определяет ведущий.

«Наблюдаем за своими движениями»

Цель игры: научить ходить по прямой линии в темноте.

Ход игры:

На ровной площадке вертикально ставится палка длиной в полтора метра. Ребенку, стоящему напротив, необходимо пройти точно к ней, наблюдая за своими движениями. Затем он должен попытаться сделать то же самое с завязанными глазами. Выигрывает тот, кто лучше пройдет по прямой с завязанными глазами и коснется палки.

«Семерки»

Цель игры: развить целеустремленность, координацию движений, переключение и распределение внимания.

В эту игру можно играть одному или по очереди с другими детьми. Сильная установка игры на улучшение своих прежних результатов в координации движений, ловкости, равновесии рождает у ребенка желание самосовершенствоваться.

Ход игры:

Для игры необходим маленький мячик (резиновый или теннисный), стена и немного свободного места. Нужно бросить мячик о стену семью разными способами, причем делать это надо очень быстро. Если мячик падает, играющий начинает игру сначала.

Последовательность действий:

1) бросить мячик прямо в стену и поймать;

2) поймать мячик после одного отскока от земли;

3) ударить мяч о землю так, чтобы он при отскоке ударился о стену;

4) бросить мяч под ногой в стенку и поймать, прежде чем он ударится о землю;

5) бросить мяч и, прежде чем поймать его, хлопнуть в ладоши;

6) бросить мяч в стену и, сделав поворот на 360°, поймать его;

7) повторить первый бросок.

«Слушай хлопки»

Цель игры: развить внимание, координацию движений, пространственно-временную ориентировку, оперативную память.

Ход игры:

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляют ходьбу.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики руки

Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о возможности правильной артикуляции букв, о способности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; о сформированности двигательной памяти. Для того чтобы читать, нужно понимать символы, так как буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен видеть и понимать маленькие различия между теми или иными буквами (в символах, имеющих два измерения), а также и осознавать предложения, составленные из разных слов и направленных слева-направо.

«Камень, ножницы, бумага» («Джен-кен-пон»)

Цель игры: развить тонкую моторику руки, слуховое сосредоточение, скорость реакции, переключение внимания, развитие оперативной памяти, реакцию и взаимодействие друг с другом.

Ход игры:

В игре участвует двое детей. Есть много вариантов этой игры. Дети прячут руку за спину, а затем по команде «Один – два - три» быстро показывают ее друг другу. Пальцы должны быть зажаты определенным образом: ножницы – все пальцы сжаты, кроме двух выпрямленных, бумага – плоская ладонь, камень – кулак. Затем оба игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – ножницы

побеждают, бумага завертывает камень – бумага побеждает, камень тупит ножницы – побеждает камень.

«Кто лучше нарисует?»

Цель игры: развить зрительно-моторную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

У каждого ребенка листок бумаги и карандаш. Ведущий предлагает всем зажмуриться и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью и двумя деревьями по обеим сторонам домика. Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуйте трубу, окно слева, дверь, дерево с правой стороны, крышу. А теперь откройте глаза и посмотрите, что получилось. Сейчас трое из вас будут рисовать на классной доске».

Доска делится вертикальными линиями на три части. Каждая команда выделяет самого

внимательного художника. Все трое становятся у доски, и им завязывают глаза.

«Рисуем снеговика»

Цель игры: развить пространственную ориентацию, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, внимание, знание различных геометрических фигур, различение их величины.

Ход игры:

У детей на столе лист бумаги в клеточку, карандаш и пластмассовая фигурная линейка.

Детям предлагается по инструкции нарисовать с помощью линейки снеговика: «Сначала рисуем круг средней величины, затем под ним рисуем большой круг, а теперь над средним кругом рисуем маленький круг. У нас получился снеговик, а теперь мы его заштрихуем: маленький круг штрихуем прямыми параллельными линиями, средний – косыми параллельными в направлении слева -направо, большой – косыми параллельными линиями справа -налево».

Варианты заданий с линейкой: 1) нарисуем елочку (рисуются треугольники разной величины); 2) нарисуем как рыбка уплывает от акулы (рисуются две параллельные волнистые линии, а между ними рыбка, которая должна проплыть от начала этих линий до их конца, желательно, не задевая за берега, т. е. линии; 3) нарисуем домик – рисуется квадрат и над ним треугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум для родителей. «Растем играя»

Цель консультации:  Научить родителей способам игры с детьми.Дать рекомендации по выбору игр и игрушек.Побуждать к активному общению, использовать полученные знания в воспитании ребенка....

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

"Растем играя"

влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника...

Растем играя.

Консультация для родителей....

Семинар -практикум для родителей "Растем играя, или какие игры нужны детям"

Большинство родителей не знают в какие игры можно играть с детьми. Вот несколько вариантов......

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Растем играя»

Игра — для детей способ научиться тому,чему их некто не может научитьФранкл  Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не...