Методические рекомендации для воспитателей «Организация дидактических игр в образовательной деятельности в подготовительной группе»
консультация (подготовительная группа)

Иваненко Вера Вадимовна
Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rek.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей 

«Организация дидактических игр в образовательной деятельности в подготовительной группе»

Дидактические игры являются играми обучающими. Поэтому следует внимательно подбирать их к поставленному программному содержанию занятий, а не просто организовывать те игры, с которыми знаком воспитатель или какие имеются (настольно-печатные) в группе. При организации дидактической игры педагогу необходимо тщательно продумать ее структуру, всесторонне разработать план действий с целью получения нужного результата в поставленной в игре задачи. Здесь необходимо разработать свои действия, определить действия участников, наметить детей, на которых следует обратить внимание, подобрать игровой материал и рассчитать время продолжительности игры.

Дидактические игры планируются в таких программных разделах, как ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, физическое и музыкальное воспитание.

Для правильного планирования разного рода дидактических игр педагог должен лично убедиться в их исключительной пользе в умственном и нравственном развитии дошкольников. Лишь в этом случае дидактическая игра будет союзником в учебно-воспитательной работе с детьми.

Дидактические игры рекомендовано планировать и проводить не на всех занятиях, а только там, где это целесообразно и позволяет время.

Будет разумней организовывать дидактические игры в IV квартале учебного года, так как в это время происходит повторение пройденного материала и занятий проводится меньше. При планировании игр необходимо учитывать пройденный программный материал и обратить внимание на детей, которые слабее его усвоили. 

Организовывая дидактические игры и руководя ими, воспитателю следует опираться на возрастные особенности детей. Желательно подбирать игры, где дети учатся последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, развиваются математические представления, сообразительность, воля и выдержка. 

В подготовительных группах дети более самостоятельны в выборе дидактических игр, подборе партнеров по игре, организации обстановки и роль ведущего может поручаться кому-либо из участвующих. Воспитатель во время самостоятельной игровой деятельности детей следит за играющими и выступает в случае надобности в качестве советчика или объективного судьи.

Дети старшего дошкольного возраста с желанием играют в дидактические игры и на занятия и в свободное время. Принципы отбора воспитателем игр остаются постоянными: доступность правил и материала, а также альтернатива изменения заданий, эмоциональный эффект на детей.

По окончании игры  педагог, анализируя, обязательно должен отметить этическое поведение участвующих детей: помогали ли друг другу во время игры, не перебивали ли своих товарищей, были ли нетерпеливыми, хвалились ли за свои успехи и т.д.

В подготовительной группе педагог может подключить детей к изготовлению материала для дидактических игр. При этом, у детей развиваются навыки ручного труда, воспитывается трудолюбие, а также формируется чувство ответственности за порученное дело, что является необходимым в обучении в школе.

Дидактические игры являются одним из путей создания игрового замысла в творческой игре. Предметы, эмблемы, атрибуты, с которыми дети знакомятся в дидактической игре, затем они используют их в своих самостоятельных играх, что повышает интерес к другим занятиям.

В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, умственного усилия, внимания игроков, умения осмысливать правила и последовательность действий, преодоления трудностей. Дидактические игры развивают у детей память, сообразительность, наблюдательность. Игры способствуют навыкам применять имеющиеся знания детей в различных игровых ситуациях, активизируют различные психические процессы и доставляют восторг ребятам.

Педагог активно руководит процессом дидактической игрой. В подготовительной группе игра используется шире: как средство становления детского общения, упрочение знаний о нормах и правилах поведения не только в игре, но и вне ее, как способ воспитания интереса к явлениям окружающей жизни.

Технология организации дидактической игры предполагает ее разделение на несколько стадий:

1. На начальной стадии у ребенка появляется желание играть и активно действовать. Для этого воспитатель использует разнообразные приемы, которые позволяют создать интерес к игровому процессу – это беседы, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре и прочее. Все это способствует развитию детского общения, в основе которых лежит формирование необходимых качеств: дружелюбие, товарищество, взаимопомощь и соперничество. То есть, воспитатель вызывает интерес к игре, порождающее радостное ожидание новой интересной игры.

2. На следующей стадии дидактической игры дети учатся выполнять игровую задачу, изучают правила и необходимые действия. Воспитатель в этом процессе выступает как наблюдатель и как равноправный партнер, своевременно приходящий на помощь, объективно оценивая поведение детей в игре.

3. На последней стадии происходит закладывание необходимых ребёнку качеств - честности, настойчивости, целеустремленности, способности переживать неудачу и умение радоваться своему успеху и успеху товарища.

Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у детей воспитывается корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку – обучение детей.  Но, дидактическая игра – это комплексный процесс, где обязательно наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. Дидактическое упражнение - это лишь этап игры, ее часть. Методы обучения – это комплекс действий воспитателя, организующего практическую и познавательную деятельность детей. 

При организации дидактической игры с дошкольниками воспитателю необходимо объяснить правила по ходу игры, при этом пользуясь жестами и мимикой, так как дети откликаются на выражение глаз, мимику, улыбку. При рассказывании правил игры педагог смотрит на  играющих по очереди, чтобы каждому казалось, что именно ему их объясняют. Чтобы игра проходила успешнее, воспитатель подготавливает игроков: до игры знакомит их с предметами, которые будут использоваться, их свойствам и т.д. Если в игре используются стихотворения, потешки, воспитателю необходимо знать их наизусть и читать их выразительно. Подводя итог, воспитатель должен отметить только положительное поведение детей во время дидактической игры.

Согласно определению С. А. Шмакова большинству дидактических игр присущи следующие главные признаки [3]:

- дидактическая игра в свободной деятельности, организованная детьми ради удовольствия от самого процесса, а не только от результата;

- активный, креативный характер этой деятельности («поле творчества»);

- высокий игровой тонус деятельности и яркие эмоции: соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. («эмоциональное напряжение»);

- присутствие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Условия организации и проведения дидактической игры [2]:

- Наличие у воспитателя определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

- Эмоциональность проведения игры, что обеспечивает отклик  детей в участии в игре.

- Включения воспитателя в дидактическую игру.

- Непременность оптимально сочетать занимательность и обучение.

- Необходимо условие атмосферы уважения, доверия и сопереживания, взаимопонимания между педагогом и детьми.

- Наглядность, используемая в дидактической игре должна быть простой и ёмкой.

- Чёткая организация дидактической игры обеспечивает её грамотное проведение.

Подготовка игры:

Воспитатель  должен осознать и сформулировать цель игры, решить вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. Задача воспитателя — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Затем, следует определиться с количеством игроков. Необходимо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны играть роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным шагом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий.

Затем педагогу необходимо четко спланировать временной отрезок игры, в частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры.

Следует предусмотреть, какие изменения можно внести в игру для повышения активности и интереса детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении игр.

В конце важно продумать подведение итогов после проведения дидактической игры. Огромное значение имеет коллективный анализ игры. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели.

Основные задачи дидактических игр – это развитие устойчивого интереса к учению, психических новообразований, общеучебных умений,  учебной деятельности, навыков работы, освоение социальных ролей, адекватных взаимоотношений, снятие напряжения.

Этапы игры [1]:

I. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует дошкольника эффективно, так как  нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ребёнок быстро подключается к игре.  А играя, они учатся, даже не зная об этом.

II. Активизация познавательных действий. В игре все дети активны, так как участниками движет азарт.  

III. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки соблюдают их, играя. 

IV. С помощью дидактического материала,  дети получают знания  на уровне предметных действий, на уровне знаний, на уровне логических выводов. 

V. Оценка знаний и действий детей — обязательный элемент, а в игре желательный.  Форма оценки в игре должна быть игровой, эмоциональной.

Определим положительные стороны дидактической игры [4]:

1.        У дидактических игр нет возрастных ограничений.

2.        Игра — наиболее активная и интересная для детей форма работы, которая позволяет игрокам чувствовать себя полноправными участниками процесса.

3.        Игра не опирается на одну память и воспроизведение, а активизирует и развивает процессы восприятия информации: логику, эмоции, действия.

4.        Игра это ни что иное как сочетание теории и практики, то есть она является более реальным отражением действительности.

Дидактическая игра действительно основной и самый надежный источник усвоения знаний. Она позволяет педагогу:

- индивидуализировать работу в организованной деятельности, вносить задания, которые интересны и  посильны каждому ребёнку, учитывая его умственные и психофизические возможности, максимально развивая способности каждого ребёнка; 

- активизировать деятельность детей, обеспечивая решение задач связанные с развитием психических процессов (память, произвольное внимание, ассоциативная деятельность, формирование способности сопоставлять, сравнивать, делать выводы и обобщения); 

- процесс обучения делать эмоциональным, который позволяет ребёнку получить свой собственный опыт. 

Технология организации дидактической игры в образовательном процессе возможна при некоторых условиях, которые стоят перед воспитателем, а именно этапы проведения:  

1. Мотивация познавательной активности. 

2. Активизация познавательных действий. 

3. Организация дисциплины. 

4. Содержание преподавания. 

5. Оценка успешности.

Итак, роль дидактических игр в воспитании и обучении дошкольников очень велика. В дошкольной педагогике они с давних пор рассматривались основным средством воспитания и обучения. Работа педагогов строится с учётом возраста и интересов детей, потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

Список литературы

 

1.     Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М., 1972 – 240с.

2.     Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022

3.     Шмаков С. А. Учимся, играя…: Метод. пособие / С.А. Шмаков. - М. : ЦГЛ, 2003 (ГП Владимир. книж. тип.). – 125c.

4.     Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства " Воспитатель года-2016" Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему" Наша Родина-Россия"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»   Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2016»  Конс...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по подготовке к образовательной деятельности. Формы, методы, классификация. Практические советы.

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; позна...

Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи:     Обра...

методические рекомендации для воспитателей "Организация сюжетно-ролевых игр в средней группе"

рекоендации для воспитателей как организовать сюжетно-ролевые игры в средней группе...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по подготовке к образовательной деятельности. Формы, методы, классификация.

Представленные методические рекомендации подготовлены в помощь воспитателям ДОУ.В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации обра...