"Путешествие по карте"
материал

Секиркина Елена Николаевна

выступление на педсовете по теме: Путешествие по карте, как один вид технологии для развития воображения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_karte.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.)

Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при «Путешествии по карте»:

#1056;азвивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т.д.).

#1055;ознакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

#1056;азвивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

#1055;ридать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира, т.е. зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.).

Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте» Надеждой Александовной Коротковой:

Этапы:

1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы: Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период и др.).

2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем: Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие « по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

3. Предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями: На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями: Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.

Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Материалы для «Путешествия по карте»:

1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4).

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2 на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:

1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.

2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.

3. Рассматривание энциклопедий.

4. Опыты.

6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.

7. Вырезание картинок и создание панно, макета.

8. Рассматривание панно, макета.

9. Чтение художественной литературы с детьми.

10. Дидактические игры.

11. Рефлексия (самоанализ)

12. Составление синквейнов.

Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.

Схема синквейна:

1 строка – существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Пример:

Книга

Мудрая, вечная.

Учит. Лечит. Ведет.

Всю жизнь сопровождает.

Радость.
Достоинства метода «Путешествия по карте»:

- Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

- Стимулирует развитие речи.

- Формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности.

- Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).

В данном культурно-смысловом контексте реализуются темы, связанные с элементарными географическими представлениями (мир как пространственное целое) - о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т. д.

Путешествие по карте не преследует цели снабдить детей детальными географическими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).

Таким образом, учитывая традиционное содержание представлений об окружающем мире, которое

включается в образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста, можно наметить примерный круг тематических содержаний и представить их в форме обозримой таблицы:

(слайд №4)

Примерный круг тематических содержаний

Путешествия по карте

(пространство мира) 1. Поверхность Земли и стороны света

2. Океаны и их обитатели (подводный мир)

3. Северные земли и их обитатели

4. Наша страна Россия

5. Части света с их природными и культурными «метками» - символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия):

Африка

Австралия

Антарктида

Америка

Азия

Европа

Круг тематических содержаний предлагается как рекомендательный. Он может варьироваться воспитателем (какие-то темы исключить, ввести, соединить, разбить на несколько подтем и т. п., исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

Каким образом следует выстраивать занятие, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность? Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера,воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования: (слайд №5)

Алгоритм структуры занятия «Путешествие по карте»

Этапы Последовательность деятельности

1 актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы

2 обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем

3 опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями

4 предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями

Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (например, из художественных текстов, хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например: Олимпийские игры как повод для путешествия по карте в определенную географическую точку, путешествия с родителями в летний период и т. д.). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы — нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому, исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света, имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Кроме карты и глобуса, для путешествия по карте понадобится следующий материал

(слайд №6):

1. Атласы и контурные карты.

2. Иллюстрации разных видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения.

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2 на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная и познавательная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

(слайд№7) Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения, подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Далее воспитатель с детьми заполняют участок контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом). В конце путешествия подводится итог, где

дети отмечают, сбылись ли их предположения и рассказывают о том, что нового они узнали.

Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествие по карте»

Этапы Последовательность деятельности

1 этап Выбор пункта назначения.

2 этап Выбор транспортного средства передвижения.

3 этап Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4 этап Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5 этап Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом)

6 этап Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

(слайд №8)

И в конце своего выступления, мне хочется отметить ряд достоинств технологии «Путешествие по карте»:

Данная технология дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Стимулирует развитие речи детей.

Формирует познавательную активность в процессе различных видов деятельности.

Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Таким образом, «Путешествие по карте» является эффективной технологией познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Партнерская деятельность взрослого с детьми.

Говоря о партнерской деятельности взрослого с детьми, мы подразумеваем, что воспитатель занимает демократическую - партнерскую, а не авторитарную позицию - учительскую. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением. Включенность в такую же деятельность, что и другие, - основной функциональный признак партнерства. Учитель - это руководитель, регламентатор, его позиция связана с психологическим принуждением. Он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно - неправильно).
Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной децентрации.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, эмоциональный дискомфорт, невозможность самостоятельно принять решение, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. Такая позиция взрослого, по словам Ж. Пиаже, сохраняет в ребенке эгоцентризм (поскольку нет практики активной координации с точкой зрения других).
Организация занятия в форме партнерской деятельности требует от взрослого стиля поведения, который должен выражать суть партнерства: "Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это".
В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.
Прежде всего, это приглашение к деятельности - необязательной, непринужденной: "Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь поудобнее... Я буду... Кто хочет - присоединяйтесь..."
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации; в самом процессе деятельности исподволь "задает" развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию (обсуждение) действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В процессе деятельности допускается "рабочий гул", разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.

Для путешествий по карте и по "реке времени" отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов). Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийские игры как повод для путешествия по карте) или смоделированного события (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для "путешествия" в прошлое).
Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования (Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы - нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота - серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей? И т.п.).
Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать - различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию ответа.
Опытную проверку идей (на уровне практического действия) или фиксацию найденных оснований классификации, "меток" пространства и времени (на таблице, схеме, карте) дети могут осуществлять индивидуально, парами или небольшими подгруппами, в зависимости от имеющегося предметного материала для исследования. Воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт для всех детей или сразу подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой.

Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе.

В контексте "опыты" Уголок опытов, пополняющийся новыми экспериментальными наборами

В контексте "коллекция - классификация" Классификационные таблицы и реальные коллекции, "открытые" для дополнения

В контексте "путешествие по карте" Физическая карта полушарий с отмечаемыми маршрутами и "метками" частей света, "открытая" для дополнения - свободного и в процессе дальнейших занятий

В контексте "путешествие" по "реке времени" Панно "река времени", "открытое" для дополнения - свободного и в процессе дальнейших занятий.

Занятия в такой форме проводятся один раз в неделю. Однако познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные "изыскания" за пределами занятия (в детском саду и дома).

И уголок опытов, и классификационные таблицы, и карта, и "река времени" могут дополняться детьми по собственной инициативе (кто-то принесет из дома подходящие картинки, кто-то - интересную старинную вещь и т.п.). Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно "река времени" следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы вне занятий к ним было легко подойти (рассмотреть, "поработать"). При этом они должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших "исследований". Заполненные классификационные таблицы имеет смысл подшивать в большую папку и держать ее в доступном для детей месте. Из принесенных детьми вещей можно организовать собственный "музей", снабдив экспонаты ярлычками-надписями.

«Обрамление» познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть "обрамлена" другими видами деятельности.
Возможны следующие сочетания:
- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему
[1], - затем собственно познавательно-исследовательская деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему;
- познавательно-исследовательская деятельность - затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте и "реке времени").
В целом для занятия должно резервироваться 30-35 минут. На собственно "исследовательскую” часть отводится примерно 20-25 минут, на "дополняющую" культурную практику -10 минут.

Примерный вариант тематического планирования занятий в течение года

Таблица 2

Месяц

Реальные события в окружающем

Культурно-смысловой контекст

Тема

Сентябрь

1 сентября

Классификация
Опыты
Опыты
Классификация

Времена года (сезоны)
Движение воздуха (ветер)
Состав и свойства почвы
Виды минералов (камни)

Октябрь

Листопад

Классификация
Опыты
Путешествие по карте
Опыты

Мир растений
Условия жизни растений
Поверхность Земли и стороны света
Металлы и свойства магнита

Ноябрь

Ледостав

Классификация
Классификация
Опыты
Классификация

Виды местности (природные ландшафты)
Виды транспорта
Движение воды
Мир животных

Декабрь

Снегопад
Метель
Гололед

Опыты

Путешествие по карте

Классификация

Путешествие во времени

Состояния и превращения вещества
Северные земли и их обитатели
Виды строительных сооружений
История моей семьи

Январь

Новый год

Путешествие во времени

Путешествие по карте

Путешествие по карте

Путешествие во времени

История жилища и бытоустройства
Часть света - Африка (вечное лето)
Часть света - Антарктида (вечная зима)
История огня (освещение и тепло)

Февраль

День защитника Отечества

Путешествие по карте
Путешествие по карте
Путешествие по карте
Путешествие во времени

Часть света - Европа
Часть света - Азия
Наша страна Россия
История коммуникации (почта)

Март

8 Марта

Ледоход

Классификация
Путешествие по карте
Опыты
Путешествие по карте

Виды профессий
Часть света - Австралия
Свет и цвет в природе
Океаны и их обитатели (подводный мир)

Апрель

День космонавтики

Опыты

Путешествие во времени
Путешествие во времени

Опыты

Оптические эффекты: микро- и макромир
История сухопутного транспорта
История мореплавания и воздухоплавания
Как "устроены" стихи

Май

Праздник труда

День Победы

Путешествие во времени
Путешествие во времени
Путешествие по карте
Классификация

История профессий
История письменности (книгопечатание)
Часть света - Америка
Виды спорта

«Путешествие как книга, и те, кто не путешествуют, перечитывают все время только одну страницу» — Святой Августин.

Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса. — Альберт Эйнштейн

Все исследуй, давай разуму первое место. Пифагор.

Ты никогда не пересечешь океан, если не наберёшься смелости потерять из виду берег. Христофор Колумб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по карте РТ

Конспект по ознакомлению детей с крупными городами татарстана, их промышленностью, достопримечательностями....

"Путешествие по карте сокровищ"

Учить детей составлять изображение из частей по схеме, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.  Закреплять умение детей обозначать положение того или иного чело...

Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""

Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе....

Конспект квест- путешествия по карте по теме «Путешествие по Самарской области» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....

Конспект путешествия по карте по теме «Путешествие по городу Тольятти» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....

Познавательное занятие в форме " Путешествие по карте" для подготовительной к школе группы " Путешествие на остров".

Цель данного занятия развитие у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире....

Конструкт интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» Тема: Путешествие по городу Архангельску.

Турусинова Марина АндреевнаМБДОУ №186 «Веснушка»Конструкт интегрированной непосредственно образовательнойдеятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»Тема: Пу...