Конспект тематической беседы: «Военный час - «Блокадный Ленинград»
материал (подготовительная группа)

Данный материал формирует патриотические чувства детей, интерес к истории своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennyy_chas.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематической беседы:

«Военный час -  «Блокадный Ленинград»

Цели и задачи: 

-Обогатить знания детей о тяжёлом, героическом прошлом города - Ленинград (Санкт - Петербург) - блокаде;

- Формировать патриотические чувства: сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе, интерес к истории своей Родины;

-Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения; научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

-Развивать познавательную активность, речь, память и логическое мышление.

.

 

Предварительная работа:

Чтение книг в группе: «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

«Кукла». Автор Г.Черкашин.

«900 дней мужества». В.Воскобойников.

Рассказы воспитателя о дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойкости юных ленинградцев. Иллюстрации, посвященные Блокаде Ленинграда. Оформление мини-музея «900 дней и ночей».

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальные колонки. Предметы экспозиции мини-музея: каска, котелок, кружка и ложка эмалированные, тарелка эмалированная, кусочек хлеба, лампа керосиновая, фляжка, бинокль, письма солдатские – треуголки, георгиевские ленточки.

Ход занятия:

Воспитатель: 27 января –  памятная дата для всех жителей нашей страны. Это день снятия блокады города Ленинграда. Сейчас этот город называется Санкт - Петербург. Сегодня мы отправимся в прошлое нашей истории через экран времени.

Показ презентации, звучит голос Ю. Левитана «Начало войны»

Воспитатель: Великая Отечественная война. Она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде - этот город оказался в блокаде. Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать блокадное кольцо. Все возьмёмся за руки и сделаем круг. Несколько ребят останутся в нашем круге. Они попытаются прорваться из круга, а мы их не будем выпускать.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание

Воспитатель: Фашисты окружили город и не давали уехать никому из него. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей (Показ Слайда) Город взяли в осадное кольцо. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года. Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребёнку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестёр и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам (Показ слайда)

Воспитатель: Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм (показ предмета кусочка хлеба весом 125 грамм) И всё, больше ничего - только вода. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?

Дети: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день, не было.

Воспитатель:  Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе. Он разный: белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться (Показ предмета из мини – музея  - керосиновая лампа). Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева - они сохранили сады и парки. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Воспитатель: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых

400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. У детей блокадного Ленинграда было своё особенное детство, непохожее на других. Несмотря на  тяжёлое время, постоянные обстрелы и бомбёжки, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. (Показ слайда)

Воспитатель: Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх. Они были обучены всему необходимому и подготовлены к тяжёлой жизни. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище, и продолжался урок. Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребёнок забыл о том, что происходит на улице.

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут. Ребята, как вы думаете,  что такое бомбоубежище? (Ответы детей)

Воспитатель: Бомбоубежище – это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. Звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить, по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается (Звучит метроном)

Дети в стиле оригами из бумаги складывают самолётики

Воспитатель: Ленинград продолжал жить и работать. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. На станках работали женщины, и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Помогали взрослым и дети.  Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал «Седьмую симфонию», которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе (Показ слайда)

Воспитатель: Зима. Голодно и холодно, поэтому многие умирали. В городе оставалось много детей. Только одна дорога была, по которой можно было вывести детей, больных, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни». К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика.

(Звучит песня «Ладога»)

Воспитатель: Я хочу вам рассказать трагическую судьбу одной девочки, которой пришлось пережить в это тяжёлое время. Это Таня Савичева – ленинградская школьница. У неё была большая семья. Она с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. В этом дневнике, ставшем одним из символов ленинградской блокады, всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей. Таня осталась одна. Все умерли. В начале марта 1944 года Таню отправили в Понетаевский дом инвалидов в селе Понетаевка, в 25 километрах от Красного Бора, где она умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14 - ти с половиной лет от туберкулёза кишечника, ослепнув незадолго до смерти (Показ слайда)

Воспитатель. В январе наши войска перешли в наступление. И вот пришёл этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады. 900 дней и ночей боролся наш город и он выстоял и победил. В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют (Показ слайда)

(Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады)

Воспитатель. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». Каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни героев, на Пискарёвском кладбище у братских могил, горит вечный огонь. А детям воздвигнут памятник «Цветок жизни». Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели  стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители города победили врага и оставили своим предкам прекрасное наследие и прекрасный город!

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась. Каждый должен знать и помнить подвиг защитников. И вы сегодня  услышали о подвиге Ленинграда и Ленинградцев (Показ слайда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вечера памяти на тему "Блокадный Ленинград"

Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе детского сада. Цель мероприятия: дать представление детям о блокаде Ленинграда, как героическом поступке людей, воспитывать уважение к памяти г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дети блокадного Ленинграда"

Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается пере...

Тематический интегрированный музыкальный досуг на тему "Блокадный Ленинград" в подготовительной группе.

Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Р...

Конспект тематического занятия "День Снятия блокады Ленинграда"

Конспект тематического досуга для проведения с несколькими группами старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей  старшей группы.Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:Познава...

Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.

Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...