ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
статья (старшая группа)

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Аннотация:        Одним        из        средств        развития        коммуникативных        навыков        у        детей дошкольного возраста является применение театрализованной деятельности. Использование данного жанра способствует не только речевому развитию детей, с ограниченными

возможностями здоровья, но и формирует эмоциональную сферу воспитанника в ДОУ.

Ключевые слова: логоритмика, педагог, речь, движение, развитие, родитель, воспитанник, театрализованная деятельность.

У детей с нарушениями речи наблюдается ряд особенностей, не позволяющих в полной мере раскрыть их скрытые потенциалы и возможности. Несформированность коммуникативных навыков отрицательно влияет на развитие эмоциональной сферы детей и значительно осложняет их социальное развитие. Для развития полноценной речи у таких детей необходимо создать условия, при которых они могли бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь может оказать театральная логоритмическая деятельность.

Невролог, и психиатр Б.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр

речи и музыки. Известно, что ребенок растет в движении. Научно доказана связь между речью и развитием движений. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс.

Логоритмика способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывает нравственно-эстетические и этические чувства.

Логоритмика является своеобразной формой активной речевой терапии. Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение воспитательной деятельности позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

В своей работе мы часто используем театрализованные игры с использованием различных видов театра (настольный, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр с масками). Проводя в дошкольном учреждении такие игры, мы стимулируем развитие у детей с ОВЗ диалогической речи.

В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (уровня умственного развития, двигательных способностей детей), каждый ребенок исполняет доступную, понятную для него роль.

Особенно ребятам нравятся сказочные самодельные персонажи и куклы. Применяя театрализованные игры, мы стараемся показать алгоритмы поведения в различных ситуациях, а также помочь ребенку подобрать наиболее приемлемый вариант для него.

С ребятами можно обыгрывать проблемные ситуации, сценки, требующие адекватного, позитивного разрешения, например:

одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;

одна из кукол жадничает, не хочет делиться игрушками - предлагается ребенку найти правильные слова.

одна из кукол не хочет ходить в детский сад - предлагается ребенку перечислить, что хорошего и интересного в детском саду;

Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли хорошо он поступил.

Театрализованная        игра        создаёт        благоприятные        условия        для        развития        чувства партнерства, освоения новых способов взаимодействия.

Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание).

Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?

Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться).

Любимые детьми сказки «Колобок», «Репка»,        «Теремок». Переодеваясь в костюмы, дети входят в образ и с удовольствием меняют походку, голос, показывают свои эмоции.

Особенно интересны сказки, где действующие лица - звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для раскрепощения, освобождения, как тела, так и психики ребёнка. Снимаются мышечные зажимы, речь становится эмоциональнее.

В ходе такой деятельности незаметно активизируется и речь ребенка: улучшается голосовой уровень культуры речи, необходимость четко, ясно, понятно изъясняться. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения, таких как жесты, мимика, поза, интонация голоса. Это также очень важно при работе с детьми с ОВЗ.

Конечно, стоит сказать также о роли взрослого в театрализованной игре. Поскольку данный вид игры все-таки требует контроля со стороны воспитателя. Очень важно заинтересовать детей, все продумать и самому быть заинтересованным в результативности игры.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, после участия в совместных постановках, легче вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Более раскрепощенным и становится их тело, развивается речь и творческие способности, увеличивается словарный запас.

Всестороннее положительное влияние театральных постановок средствами логоритмической деятельности на речевое развитие дошкольников доказано в процессе практических занятий. Каждый дошкольник с различным уровнем речевого развития с удовольствием становится участником любой театральной постановки, а родители и педагоги замечают отличительную позитивную динамику.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о необходимости продолжать работу в данном направлении и поддерживать творческую активность воспитанников для полноценного речевого развития.

Литература:

Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движения/Лопухина И.С. : науч.- практ. Пособие СПб.: КОРОНА принт, 2021;

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001;

Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006;

Гончарова        О.В.        и        др.        Театральная        палитра:        Программа        художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

Волчкова, М.В. Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Дошкольник.РФ– 2018– № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»

Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник....

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

Формирование навыков социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного творчества.

Одним из средств социальной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть обращение к народному творчеству. Потешки, сказки, колыбельные, поговорки и пословицы являются не только тем примером,...