Информационно-творческий проект «Я. Мой дом. Моя малая Родина»
проект (подготовительная группа)

Ганенкова Марина Анатольевна

Этот проект позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры края, поможет сформировать любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к своей семье и своему поселку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 54 п. Михайловка

Информационно-творческий проект

«Я. Мой дом. Моя малая Родина»

Подготовительная группа «Ромашки»

                                                                                                     

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так воспитатель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

Актуальность.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Воспитание отношения к малой Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родным краем, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну.

Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей «малой Родины». Главное – зародить в детях это великое чувство – быть гражданином своей родины.

Проблема.

Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми. Дети не знают достопримечательности родного края, а также родного посёлка. В процессе проекта дети знакомятся с историей, культурными ценностями своей семьи и  «Малой родины». Совершенствуют знания о природе родного края и применяют их в совместном творчестве. 

Этот проект позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры края, поможет сформировать любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к своей семье и своему поселку.

 

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, воспитание любви и привязанности к родному краю и своей семье.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;
  • Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему края;
  • Обогащать знания о достопримечательностях родного посёлка;
  • Формировать положительное отношение к детскому саду, обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада;
  • Познакомить детей с традициями русского народа и его культурой.

Развивающие:

  • Развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • Совершенствовать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас, память, интерес к игровой деятельности, творческие способности, воображение;
  • Развивать познавательно-исследовательские умения, коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя; 
  • Стимулировать мышление, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
  • Побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов).

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;
  • Воспитывать чувство любви и бережное отношение к достопримечательностям и природе родного поселка;
  • Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;
  • Воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.

Тип проекта: групповой, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь-ноябрь)

Обеспечение

Компьютер, колонка, принтер, сканер, мультимедиа, фотоаппарат, телефон художественная литература.

Методы работы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, тематические беседы, подборка литературы, тематическое чтение художественной литературы, игровые ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, самостоятельная игровая деятельность детей, выставки детских работ.

Форма работы: словесно-наглядная, игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

непосредственная образовательная деятельность;

совместная деятельность детей и педагогов;

экскурсия;

чтение художественной литературы;

беседы, ситуативные разговоры;

слушание музыки;

игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)

презентации

Формы взаимодействия с родителями:

консультации по проблемам патриотического воспитания детей;

сотворчество детей и родителей.

Предполагаемый результат:

  • Обогащены и систематизированы знания детей о себе, о своей семье, о родном поселке; 
  • Осознание детьми важности своей семьи; знание фамилии, имен, отчеств своих    родных
  • Обогащение знаний детей о родословной своей семьи;
  • Дети научаться уважать и беречь семейные традиции, почитать старшее           поколение;
  • Дети знают символы своего поселка, района, области (герб);
  • Дети называют свой домашний адрес, адрес детского сада;
  • Расширены знаний о традициях и культуре малой Родины;
  • Сформированы личностные качества: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину;
  • Развита речевая компетентность детей;
  • Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей;
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
  • Оформление стенда по теме «Моя малая Родина».

Продукт проекта: Книга-самоделка «Я. Мой дом. Моя малая родина».

Круги Луллия «Наш поселок». Игра-ходилка «Мы гуляем по поселку».

Осуществление проекта:

  1. Организационный этап.

Обдумывание идеи проекта, составление плана проекта, определение сроков реализации, выбор цели, задач, стратегий и механизмов.

Сбор информации, подбор иллюстраций, картинок, литературы по теме усилиями педагога, детей и их родителей. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Введение детей в проблемную игровую ситуацию. Проведение занятий и бесед по данной теме.

Разработка анкеты для родителей. Оформление консультаций для родителей.

  1.  Основной этап.

Познавательное развитие

Беседы: «Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)», «Чем богат мой край родной», «Улица, где я живу», «Мой дом», «Моя дорога в детский сад», «Моя малая Родина», «Какие праздники ты знаешь?», «Памятные местах посёлка», «История возникновения поселка» «Как я помогаю родителям», «Обычаи и традиции русского народа», «Наши добрые дела», «Кем работает мой папа, моя мама», «Государственная символика России», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Транспорт нашего поселка».

Познавательное занятие «Я и моя семья»

Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Рассматривание альбомов «Москва – столица нашей Родины», «Военная техника», фотографий нашего поселка, рисунков, изделий народных промыслов. Рассматривание достопримечательностей поселка и природы родного края. Рассматривание экспонатов с государственной символикой.

Целевые прогулки, экскурсии по поселку, по территории детского сада; в парк, в библиотеку, в школу, на стадион, к памятнику воинам, погибшим в годы великой отечественной войны.

Наблюдения за трудом взрослых.

Речевое развитие

Центр литературы: Чтение художественной литературы: О. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Не мешайте, мне трудится», С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, М. Ильина, Е. Сегала «Машина на нашей улице»

Чтение и разучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько, В. Степанова «Флаг России», «Герб России», С. Михалков «Моя улица», А. Барто «В кинотеатре», С. Баруздин «Кто построил этот дом?».

Разучивание пословиц, поговорок о семье;

Отгадывание загадок

Разучивание песни про дружбу. слушание и разучивание гимна России

ситуативный разговор «Мой поселок».

Составление рассказов: «Составление рассказа о себе», «Из окна наша улица видна»; «Мой дом, в котором я живу»; «Семья», «Магазин», «Детская площадка», «Библиотека».

Составление рассказа по схеме «Безопасный маршрут»

Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации: «Поздравляем с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки», «Мама, папа, я».  «Я иду по улице…». «Кто в домике живет»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Парикмахерская», «Военные», «Экскурсия по городу». «Дом», «Строители»

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кому и что нужно для работы», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Моя страна», «Сложи герб» «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому»  «Кто, что делает?»,  лото "Любимый поселок", "Собери из частей целое",  «Подбери словечко», «Угадай, что это?» «Где находится памятник?» «Узнай по описанию», «Кто трудится в родном поселке?», «Какие животные живут в нашем краю?», «Будем вместе строить дом», «Придумай название улицы».

Настольно-печатные игры: «Прогулка по поселку», «Профессии», «Чей дом?», Круги Луллия «Наш поселок». Игра-ходилка «Мы гуляем по поселку».

Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в поселке, «Скажи наоборот», «Один – много».

Игры - путешествия: «Путешествие по родному краю»

Картотеки: «Стихи и пословицы о Родине», «Рассказы о Родине».

Альбомы: «История Русского народного костюма», «Обычаи, обряды и традиции Русского народа».

Художественно- эстетическое развитие 

Лепка: «Флаг России», «Животные и птицы нашего края», Дымковская игрушка «Индюк», «Моя семья».

Аппликация: «Мое генеалогическое древо», «Гжельская роза», «Дом, в котором я живу», «Бабушкины заготовки», «Машины едут по улицам города», «Какие разные дома», «Флаг России», «Моя семья».

Рисование: «Иркутская земля – родина моя», «Самая любимая на свете мамочка моя», «Я и моя семья», «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Матрёшка», «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи), «Улица, где я живу», «Дорога к дому», «Салфетка с цветами для мамы», «Схема: Безопасный путь от дома до детского сада»

Ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль» «Березовая роща»

Конструирование: «Наш детский сад», «Моя улица», «Строим поселок»,

Самостоятельная деятельность детей: Раскраски по теме

Физическое развитие        

Комплекс утренней гимнастики: «Строим дом»

Гимнастика после сна: «Прогулка по городу»

Динамические упражнения: «Утром рано мы встаем», «Строители», «Мы на карусели сели».

Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Машина», «На качелях». «Наша семья», «Сколько жителей у нас».

Дыхательная гимнастика: «Регулировщик», «Дом маленький, дом большой»

Игровой массаж: «Строим дом»

Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». «Защита и границы», «Прогулка по своей улице», «Иди по карте (схеме)» «Три шага на лево, два шага направо…

Работа с родителями:

 Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Оказание помощи в подборе литературы, пособий по теме, в пополнении атрибутов для игр.

Оформление информационного уголка. Оформление папки-передвижки.

Консультации: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье», «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание».

Буклеты: «Играем с детьми в народные игры дома», «Как воспитывать маленького патриота».

Картотека: «Народные подвижные игры».

Совместная работа с детьми: «Генеалогическое древо моей семьи».

Оформление альбома: «Семейные традиции»
Предложить родителям принести семейные фотографии для оформления альбома «Моя семья».

Итоговый этап:

Подведение итогов работы по формированию патриотической культуры у детей подготовительной группы.

Оформление уголка, посвященного нашему посёлку;

Выставка рисунков «Мой дом, моя улица», и аппликаций «Моя семья», «Мой Детский сад». Выставка детских творческих работ. 

Совместная работа с детьми: «Генеалогическое древо моей семьи».

Оформление альбома: «Семейные традиции»
Предложить родителям принести семейные фотографии для оформления альбома «Моя семья».

Оформление стенда «Моя малая Родина»;

Презентация проекта «Я. Моя семья. Моя малая Родина»

Изготовление дидактической игры Круги Луллия. Составь рассказ «Прогулка по родному поселку».

Игра-ходилка «Мы гуляем по поселку»

Оформление книги-самоделки «Я. Моя семья. Моя малая Родина»

Полученный результат

  • Формирование начала нравственно-патриотического воспитания у детей
  • Развитие познавательного интереса к истории и культуре родного края и его достопримечательностям;
  • Расширение кругозора детей о семейных традициях.
  • Формирование творческих способностей, познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков. 
  • Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. Активизирована совместная деятельность родителей и детей.
  • Улучшение предметно-развивающей среды: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками. Пополнилась картотека игр, картинок, иллюстраций по теме.

Заключение 

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя малая Родина».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

В ходе реализации проекта дети познакомились с историей возникновения нашего поселка.

У детей расширились и пополнились знания о достопримечательностях, традициях и праздниках, которые отмечаются в поселке.

Дети стали больше интересоваться событиями, стали более отзывчивы, любознательны.

Повысился уровень активности родителей в организации детской деятельности.

Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах.

На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Литература:

1. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

2. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

3. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

4. И.В.Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

5. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

6. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

                                                                                             

 Приложение 1

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     -Воспитание любви к Родине;

     -Воспитание уважения к старшему поколению;

     -Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

      -Знание истории своей страны;

2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

     - Да.

      -Нет.

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

      - Да.

      -Нет.

4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      -Да.

      -Нет.

      -Затрудняюсь ответить.

5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического                                             воспитания детей дошкольного возраста?

    -Прививать детям уважение к людям своей страны.

     -Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

     -Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

     -Ознакомление с историческим прошлым России.

     -Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств  ребёнка.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема  ознакомления с  родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___

 7. В каких местах нашего поселка вы любите бывать со своим ребенком? ___

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному поселку? ___

9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Моя малая родина"

Актуальность темы:Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нр...

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Проект "Мой родной город - моя малая родина"

По доминирующей деятельности: социальный По продолжительности: краткосрочный По колличеству участников: групповой Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной группы Автор: Бельтюкова Ма...

Презентация проекта первой младшей группы "Моя малая Родина Калининград!"

 ВИД ПРОЕКТА:- познавательный, природоведческий.    СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:- краткосрочный, двухнедельный.    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:- приобщение детей к культуре родного кра...

Проект История Старого Оскола. Моя малая Родина.

Проект направлен на формирование представлений дошкольников  об истории родного      города в годы Великой Отечественной войны /Ознакомление дошкольников с памятными мест...

Авторский проект старшего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида №4 «Полянка» Коробовой А.Е., Проект «Там где мы живем, Малой Родиной зовем!

Проект  «Там  где  мы  живем,   Малой  Родиной  зовем!»(из опыта работы)«Невозможно представить себе приятнейшей страны: ибо во многих местах ...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...