Мастер-класс для молодых педагогов
консультация

Денисова Анастасия Евгеньевна

Речь – великая сила: она убеждает, обращает,

принуждает.

Р. Эмерсон
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – великая сила: она убеждает, обращает,

принуждает.

Р. Эмерсон


Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Высоким уровнем речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей? (высказываются педагоги)


Причины низкого уровня развития речи:


  1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.

  2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

  3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

  4. Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

  5. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.

  6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

  7. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.



  1. Условия успешного речевого развития.



  1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:


- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

  1.  РЕЧЬ НЕОТДЕЛИМА ОТ ДРУГИХ СТОРОН ЖИЗНИ
  2. Развитие речевых способностей проявляется в коммуникативных качествах личности: дружелюбии, общительности, готовности к социально-эмоциональному взаимодействию, доверии к людям, коммуникативной направленности к окружающему миру.
  3. Темпы речевого развития зависят от многих факторов:
  4.      особенности личности самого ребенка,
  5.      уровня интеллектуального развития,
  6.      условий семейного воспитания,
  7.      от содержания и технологий обучения родному языку в дошкольном учреждении,
  8.      взаимодействия педагогов и родителей.
  9. Итак, универсальные характеристики формирования речи проявляется в том, .   что,   овладевая   речью,   развивая   её,   человек   по-иному   проявляет   себя   в различных видах деятельности, при этом качественно меняется его сознание.

  1. Типичные ошибки в работе педагога:
  2. • педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей;
  3.   у детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;
  4.   педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей;
  5.   очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.
  6. Актуальность развития речи дошкольников.
  7. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
  8. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
  9. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
  10. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  11. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
  12.  Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
  13. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
  14. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
  15. Условия успешного речевого развития.
  16. 1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
  17. -  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
  18. -  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
  19. 2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
  20. -  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
  21. -  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
  22. 3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
  23. -  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
  24. -  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
  25. 4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
  26. -  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
  27. -  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
  28. -  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
  29. -  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
  30. 5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
  31. -  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
  32. -  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
  33. 6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
  34. -  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
  35. -  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
  36. 7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  37. 8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
  38. -  стимулируют детей комментировать свою речь;
  39. -  упражняют в умении планировать свою деятельность.
  40. 9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  41. 10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей

В практике детских садов начал использоваться новый вид изобразитеной деятельности - квиллинг или бумагокручение. Но это направление не так распрастранено, как напримар аппикация, поэтому для педагого...

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей

В практику детских садов входит новый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика».Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям. ...

Мастер класс по рисованию для педагогов

повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования....

Мастер класс на тему: "Успешный педагог"

Рекомендовано для проведения на педагогических советах в дошкольном учреждении...

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.

Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...