Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Правополушарное рисование»
учебно-методический материал (средняя группа)

Беляева Элеонора Вячеславовна

Программа заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Подснежник» МБДОУ № 18

663604, Красноярский край, г. Канск, ул.Герцена-9, № 40

ИНН/КПП 2450025545/245001001 ОГРН 1082450001600

тел. (39161) 66-9-73

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Правополушарное рисование»

Срок реализации программы – 5 месяцев

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Составил:

Воспитатель

Беляева Элеонора Вячеславовна

г. Канск, 2024 г.

Структура дополнительной общеразвивающей программы

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Содержание программы

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

2.4. Методические материалы

2.5. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» (далее – Программа) разработана для реализации на базе МБДОУ №18 города Канска.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;

СанПиН 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Уровень освоения программы: стартовый.

Направленность программы: художественная

Дополнительность программы заключается в использовании методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в качестве отдельного предмета в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.

Инновационность программы заключается в возможности быстрого – уже с первых занятий – положительного результата в развитии творческих изобразительных способностей.

Отличительная особенность. Программа имеет структуру блоков:

1-ый блок включает следующие серии: «Введение в мир правополушарного рисования» Всего– 8 учебных занятий.

2-ой блок включает следующие серии: Всего – 16 учебных занятий.

Каждый из блоков Программы может использоваться в качестве самостоятельной краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы, а также как составная часть программ дополнительного образования художественной направленности.

Деление учебного плана каждого блока на серии позволяет совершать добор обучающихся на любой стадии реализации обучения, при этом исключая вероятность не освоения материала программы. Также программой предусмотрена дополнительная разработка индивидуального маршрута, для полного освоения полного курса (либо отдельного блока) в случае пропущенного материала ребенком.

Педагогическая целесообразность.

В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга – это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия. Невозможно однозначно считать, что за какие-то процессы отвечает только одно полушарие, так как во всех психических процессах принимает участие весь мозг.

Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других – правое, для третьих – полушария участвуют в равной степени.

Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый «правополушарный» или «левополушарный» режим. Особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое – способно воспринимать разнообразную информацию одновременно. Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие – в виде слов и цифр.

Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?

Левополушарное рисование (рисование в «Л-режиме») – это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ребенок чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное – ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах. Правополушарное рисование (рисование в «П-режиме») – спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил – человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции. Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии – оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге «Откройте в себе художника», которая помогла миллионам людей начать рисовать.

Бетти Эдвардс предлагала упражнения именно для рисования карандашом. Позже её методику трансформировали в правополушарную (интуитивную) живопись, дополнив приёмами Боба Росса. Мы будем изучать с вами методику именно в современной «живописной» интерпретации.

Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:

- создание фона необычным образом

- рисование руками

- «стирание границ» – выход за края листа

- рисование «вверх ногами»

- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент

- выполнение специальных упражнений

- рисование под музыку

- увеличение скорости рисования

Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом.

Рисование с помощью этого метода подходит детям от 4 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без исключения!

Целью этого метода является не только быстрое обучение рисованию, но и способность видеть – развивается навык, необходимый каждому художнику. Дети начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) – вообще начинают смотреть на мир другими глазами! Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление –способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.

Итак, правополушарная живопись – современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!

Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства.

Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Объём программы: 24 занятий.

Формы обучения и виды занятий:

Обучение по программе проводится в очной форме обучения.

Виды занятий: беседы, практические занятия, мини-выставки.

Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на развитие правого полушария головного мозга.

Формы и методы обучения:

словесный – подача нового материала;

наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;

практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;

демонстрационный – показ моделей, предметов;

метод стимулирования познавательного интереса;

наблюдение и анализ;

Сроки и объем освоения программы: учебное занятие (5 месяцев).

1-ый блок – 8 учебных занятий.

2-ой блок – 16 учебных занятий.

Режим проведения занятий. Занятия с детьми проходят один раз в неделю (продолжительность 1 занятия составляет 20 минут).

Наполняемость группы до 4 человек.

В случае пропуска занятий по причине производственной необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем).

ЦЕЛЬ – развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.

развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.

ЗАДАЧИ:

- формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать красоту природных объектов;

- формировать умение создавать художественные образы;

- формировать умение работать с разными художественными материалами, а также владеть разными техниками рисования;

- развивать индивидуальные творческие способности детей, а также развивать интерес к творчеству;

- воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

Планируемые результаты

К концу первого года обучения дети должны владеть следующими компетенциями:

Обучающиеся познакомятся с:

– основными понятиями, терминами области изобразительного искусства (линия, пятно, точка, мазок, линия горизонта, основные цвета, контраст);

– основами цветоведения;

– основными цветами;

– цветовой гаммой красок (теплые, холодные цвета);

– контрастами форм;

– азами воздушной перспективы (дальше, ближе);

Обучающиеся будут уметь:

– соблюдать последовательность в работе;

– правильно расположить предмет на листе;

– работать в технике правополушарного рисования;

Обучающиеся научатся:

– творчески подходить к выполнению работы;

– грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

– организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

– радоваться своим успехам и успехам товарищей;

– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети познакомятся со специальной терминологией, научатся обращаться с основными художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.

Критерии оценки достижений воспитанников

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

– высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80-100%, предусмотренный программой за конкретный период, понимает термины (3 балла);

–средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50-70%; он понимает сочетание профессиональной терминологии с бытовой (2 балла);

– низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, понимает бытовую терминологию (1 балл).

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

– высокий уровень – обучающийся овладел на 80-100% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);

– средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 50-70%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);

– низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).

Критерии оценки достижений обучающихся:

– высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);

– средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);

– низкий уровень – являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).

1.2. Содержание программы и учебного плана

№ п/п

Блок программы

Количество часов в каждой серии

Форма контроля

1

1 блок

8

Выставка учебных и творческих работ обучающихся

2

2 блок

16

Выставка учебных и творческих работ обучающихся

Всего

24

1 блок 

«Введение в мир правополушарного рисования»

Учебный план первого Блока программы.

№ п/п

Название серии, темы

Количество занятий

Форма организации занятий

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Серия 1.  Введение в мир правополушарного рисования (2 занятия)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

1

1

-

Беседа

Наблюдение, опрос

2

Мир правополушарного рисования (компьютерная презентация)

1

1

-

Виртуальная экскурсия

Наблюдение, опрос

Серия 2. Зимняя сказка (6 занятий)

1

Создание горизонтального фона картины «Северное небо».

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

2

Горизонтальный фон картины. «Лед»

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

3

Радужный фон картины. «Разноцветное небо»

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

4

Горизонтальный фон картины. «Сугробы»

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

5

Горизонтальный фон картины. «Сказочное дерево»

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

6

Создание горизонтального фона. «Волшебная ночь».

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

Всего

8

3,2

4,8

2 Блок 

«Интуитивная живопись»

Учебный план второго Блок программы.

№ п/п

Название серии, темы

Количество занятий

Форма организации занятий

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Серия 1.  Виды фонов в правополушарном рисовании (2 занятия)

1

Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

1

1

Беседа

Наблюдение, опрос

2

Виды фонов в правополушарном рисовании.

1

0,2

0,8

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

Серия 2.  Посмотри вокруг! (4 занятия)

1

Создание вертикального фона. «Северное сияние».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

2

Создание вертикального фона. «Снегопад».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

3

Создание кругового фона «Звёздная ночь».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

4

Создание фона с помошью техники набрызга. «Волшебное небо»

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

Серия 3. Весна-красна (6 занятий)

1

«Цветы для мамы».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

2

«Весенние деревья»

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

3

«Космос».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

4

«Весенний сад».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

5

«Поле с цветами».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

6

«Одуванчики».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

Серия 4. Это – Родина моя (4 занятия)

1

«Родной край»

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

2

«День Победы».

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

3

«Яркие цветы»

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

4

«Лето! Ах, лето!»

1

0,3

0,7

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

Всего

16

5,5

10,5

2.2. Условия реализации программы

Программа реализуется через специально созданные условия.

Обеспечение образовательного процесса складывается из:

кадрового;

информационно – методического;

материально – технического.

Кадровое обеспечение:

– воспитатель средней группы «Карамельки» Беляева Элеонора Вячеславовна

Информационно – методическое обеспечение.

дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;

конспекты занятий;

дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

презентации;

индивидуальный раздаточный материал;

литература: для педагога, для детей, для родителей.

Материально – техническое обеспечение.

-группа, оборудованная в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;

-столы и стулья (не менее 6 рабочих посадочных мест);

-стенды (1 шт.), мольберт для размещения демонстрации изделий (1 шт.);

-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ (на весь курс обучения на одного ребенка):

кисти – 5 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 24),

бумага для гуаши и акварели формат А4 – 28 листов (1 набор на весь курс обучения на одного ребенка),

гуашь «Невская палитра» (6 цветов) (5 наборов на весь курс обучения на одного ребенка),

гуашь «Невская палитра» белила титановые 500 мл (0,5 шт. на весь курс обучения на одного ребенка),

ватные палочки 2 упаковка на весь курс обучения на одного ребенка),

влажные салфетки;

малярый скотч (1 шт. на весь курс обучения на одного ребенка),

пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.

– работы обучающихся и педагога; иллюстративный материал.

– технические средства обучения: компьютер.

Электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий не используются.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Для оценки планируемых результатов применяется итоговый контроль.

– итоговый – в мае.

Итоговая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.

Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:

Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла

Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла

Освоение техник рисования – 1-3 балла

В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень

освоения программы:

Высокий – 8-9 баллов

Средний – 4-7 баллов

Низкий до 4 баллов

Программа «Правополушарное рисование» имеет сложную структуру и включает в себя 2 Блока. Продолжительность обучения 24 занятий. В основу Программы заложены принципы:

– принцип поэтапности «погружения» в программу (самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей);

– принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий, имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний);

– связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество).

– принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая творческую работу, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать прекрасное, эстетически привлекательное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками;

– индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Методы организации образовательного процесса

– Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.

– Указание. Указания педагога могут быть поэтапными. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.

Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.

В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.

Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом может быть подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.

Программой предусмотрено:

социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;

Раннее профессиональное просвещение.

Знакомство со спецификой работы художника позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника – мастера появляется художественное произведение.

Сотрудничество педагогов.

Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.

Работа с родителями.

Линия воспитания и образования, которая намечена программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для обучающихся дошкольного возраста родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к его творчеству, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.

2.5. Список литературы

1. Анита Хёрскенс «Акрил вверх дном», 2019, Издательство «Манн, Иванов и Фербер».

2. Джулия Кэмерон «Долгие прогулки. Практический подход к творчеству», 2017, издательство «Манн, Иванов и Фербер»

3. Джулия Кэмерон «Путь художника», 2017, издательство «Livebook»

4. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/ 

5. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540 

6. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».

Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"

                Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рисование».

Рабочая дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленности«Креативное рисование» для детей 5-7 лет....