Проект "Создание предметно - пространственной среды в ДОУ "
проект (подготовительная группа)

Борисова Надежда Геннадьевна

Разработка модели предметно - пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27

ПРОЕКТ

«Создание предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

        

Составитель:  Воспитатель

                          Борисова Н.Г.

г. Красноярск

2022г. - 2023 г.

Цель проекта:

    Разработка модели предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи проекта:

  • Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
  • Создание предметно-пространственной среды,  которая будет способствовать  эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной  среды;

Этапы проекта: 

I этап: Формирование проблемы, цели и задач проекта.

II этап: Практическая реализация проекта.

III этап: Подведение итогов. Оформление материалов проекта.

Актуальность проекта:

        Создание предметно-пространственной среды группы особо актуальна для нас. Нашему детскому саду более 50 лет. Группа «Капитошки» находится на 2 этаже здания и имеет свои особенности. Групповое помещение одновременно выполняет несколько функций. Это игровая, и спальня, и комната для приёма пищи. Необходимо пространственную среду организовать так, что бы она соответствовала требованиям ФГОС ДО, нормам САНПИНа и давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом.

 Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому организация пространственной среды в группе должна строиться таким образом, чтобы была возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду,  стимулирующую познавательную, двигательную, эмоциональную деятельность детей.

Проект был разработан на принципах Стандарта

  • полифункциональной;
  • трансформируемой;
  • содержательно-насыщенной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Были учтены требования Стандарта

  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию;
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
  • Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,вариативной, доступной, трансформированной, полифункциональной и безопасной.

         Участники проекта: администрация МБДОУ № 27, воспитатели и родители группы «Капитошки».

Продолжительность проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Воспитателями группыовладели  новыми подходами в организации предметно-пространственной развивающей среды группы, обеспечивающей полноценное развитие воспитанников;
  2.  Организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
  3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросе: создание комфортной предметно-пространственной развивающей среды в группе;
  4. Активное участие родителей в создании комфортной предметно-пространственной развивающей среды группы «Капитошки».

  План реализации проекта

«Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Подготовительный этап

  • Изучение нормативных документов,  учебно-методических и игровых материалов.

Заведующий ДОО, старший воспитатель, воспитатели.

 (Сентябрь октябрь 2022);

  • Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели группы.

(ноябрь - февраль 2022 - 2023г.);

  • Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Воспитатели группы. (март 2023);

  • Изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом детей, составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Воспитатели группы(сентябрь - март 2023);
  • Разработка проекта «Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»: зам. зав. по УВР, воспитатели группы (февраль – май2023);

II этап: Практическая реализация проекта.2022 – 2023 год

1. Консультация для родителей: «Влияние предметно-пространственной среды на воспитание культуры поведения (октябрь 2022 год  –воспитатели).

2. Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей и особенностей группового помещения» (ноябрь 2022 год - воспитатели).

3. Консультация для родителей: «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы»  (январь2023 год – воспитатели).

3. Семинар: «Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС» (февраль 2023  - зам. зав. по УВР, воспитатели)

4. Круглый стол с родителями: «Особенности организации предметно-пространственной среды в группе» (март 2023- воспитатели)

5. Семинар: «Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей» (апрель 2023 -  воспитатели)

6. Практикум: «Содержание центров активности». (май 2023 - воспитатели).

7. Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалы, макеты публикаций из журналов) (май2023 год - воспитатели).

9. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий и т.д. зам. зав. по УВР , воспитатели, родители.(в  течении года).

10. Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО (в течении года).

11. Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решениязадач, обеспечивающих полноценное развитие детей. (в течении года).

Заключительный этап

1.Смотр: «Организация развивающей среды в группах детского сада» (январь 2023-зам. зав. по УВР, воспитатели).

2. Итоговая презентация: «Построение ППРС в соответствии с ФГОС ДО» (апрель 2023 - воспитатели)

3. Представление результатов работы на страницах педагогического сборника «Горизонты педагогики» (июнь 2023 год)

В соответствии с планом работы была изучена нормативно-правовая база и методическая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. ФГОС ДО
  4. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» авт. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева
  5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003
  6. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26
  8. Годовой план работы ДОО
  9. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
  10. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. -Учитель, 2013.
  11. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...