Конспект занятия для детей средней группы с использованием методики Марии Монтессори «Мы за солнышком»
план-конспект занятия

Вашева Анна Михайловна

Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе. Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_marii_montessori.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей средней группы с использованием методики Марии Монтессори «Мы за солнышком»

Тема«Мы за солнышком пойдём».

Программное содержание:

обучающие задачи:

учить детей определять на ощупь предметы и называть их, различать на слух звучание предметов: ракушек, камней, орехов; продолжать учить детей сравнивать кубики по размеру, строить из них башню, делать выводы.

Развивать мелкую моторику пальцев с помощью пальчиковой гимнастики, массажа ладоней орехами, игры с прищепками; развивать речь, логическое мышление, обогащать чувственный опыт; воспитывать желание помочь сказочному герою.

Коррекционные задачи:

учить детей выполнять упражнения на клинообразных досках; учить детей следить за своей осанкой; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалысолнышко и зайчик - игрушки, розовая башня, коробочки с природным материалом, разноцветные мешочки с предметами, деревянные прищепки, морковки из картона на каждого ребёнка, большая объёмная морковка. Клинообразные дощечки на каждого ребёнка, дорожка «Здоровья», дорожка «Удав».

Ход занятия:

Дети с воспитателем стоят в кругу, держась за руки.

Утро начинается, вместе мы встречаемся

Мы друг другу рады (дети сходятся в круг)

Все друг другу рады!

Поля здесь (дети прикладывают руку к груди и наклоняются)

Доброе утро (разводят руки в стороны)

Улыбнись скорее

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми (фонарики)

Как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы потрём и здоровье сбережём

Улыбнёмся снова - будем все здоровы!

Воспитатель: - Дети, вы так весело приветствовали друг друга, что солнышко захотело с вами поиграть. Как вы думаете, какое солнышко, на что похоже?

(Предложения детей).

Воспитатель: - Солнышку понравились ваши ответы, и оно предлагает вам узнать, какие песенки звучат в коробочке? Для этого надо лечь на дощечки, прижать плечи, ноги держать ровно.

Д/ и«Что звучит?» : воспитатель поворачивает коробочки, дети отгадывают что звучит.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какие мешочки - сюрпризы солнышко для вас приготовило! Найдите в мешочке орешек. А теперь сделаем массаж ладоней.

Дети держат орешек между ладоней и выполняют круговые движения. Потом сжимают и разжимают орешек правой и левой рукой.

Воспитатель: - Дети, найдите в мешочке кубик и покажите его. Как вы думаете, что ещё лежит в мешочке?

Дети находят в мешочке шишку.

Воспитатель: - Шишка приглашает вас пройти по дорожке «Здоровья», станьте друг за другом, спинки ровные, плечи расправлены.

Дети проходят по дорожке «Здоровья» и дорожке «Удав».

Воспитатель: - Дети, нас должен встречать зайка, но его нет. Давайте позовём его.

Дети зовут зайку.

Воспитатель: - Наверно, зайка боится, давайте сделаем ему друзей зайчиков.

Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

Воспитатель: - Дети, зайка просит вас помочь сделать морковкам хвостики.

Дети делают морковкам хвосты из деревянных прищепок, потом сравнивают по длине.

Воспитатель: - Дети, зайка вырастил для вас самую большую морковку, но она не простая. Давайте посмотрим, что внутри?

Дети открывают морковку и достают кубики. Воспитатель обращает внимание детей на цвет и размер кубиков.

Воспитатель: - Дети, наш зайка строил розовую башню и не знает, как достроить. Давайте поможем зайке! Посмотрите у кого самый большой кубик, у кого кубик поменьше, у кого ещё меньше, а у кого самый маленький?

Дети строят розовую башню, радуются успеху.

Воспитатель: - Дети, вам понравилось играть? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Особенности технологии Монтессори.

Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе. Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше.

Что из себя представляет монтессори - среда?

Как правило, в группах Монтессори по периметру помещения размещены открытые низкие стеллажи. Это позволяет ребёнку без спроса взрослого взять ту или иную игрушку или пособие (сама Мария придерживалась термина «материалы»). Кроме того, все стеллажи разделены на зоны, где малыши могут:

• позаниматься с предметами, помогающими осваивать бытовые навыки;

• обогатить сенсорный опыт;

• развить мелкую моторику;

• поиграть с математическими пособиями и др.

Комнаты, где проходят занятия, оснащены ковриками и циновками, т. к., в основном, вся деятельность происходит на полу. Дети могут свободно перемещаться по помещению. В школах Монтессори отсутствуют парты. Есть только маленькие столики и стульчики, под рост ребёнка, которые ученики также могут перемещать на своё усмотрение. Это же касается и зоны бытовых навыков: там может быть невысокая раковина, полотенце повешено на уровне глаз ребёнка, и даже миниатюрные швейные машины, и утюги, словом – взрослый мир размером с ребёнка. Дети, воспитанные по системе Монтессори, с лёгкостью орудуют ножом и вилкой, способны постирать свои мелкие вещи и развесить сушиться на верёвку.

А стоит ли использовать технологию Монтессори дома?

Как уже говорилось выше, сама Мария Монтессори рекомендовала свою систему для занятий с малышами не младше трёх лет. Почему не раньше?

Во-первых, такая организация пространства навряд ли подойдёт для малышей раннего возраста, у которых от природы повышена любознательность и исследовательский инстинкт. Малыш, скорее всего, захочет все пособия со стеллажей сбросить на пол, рассыпать песок и крупы, попробовать их на вкус, помять карточки, а затем и пожевать. И вся эта деятельность будет говорить о том, что ребёнок развивается как надо, поскольку именно так в этом возрасте дети познают мир и свойства окружающих предметов. Да и объяснить, что после игры пособие нужно убрать на место, родителю будет не просто.

Во-вторых, мелкие предметы (крупы, пуговицы, шарики) давать детям первого года жизни потенциально опасно, даже если рядом находится взрослый, так как в этом возрасте малышам свойственно знакомиться с предметами при помощи рта.

Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях?

На самом деле, организовать пространство в комнате по системе Марии Монтессори достаточно просто. Можно приобрести самые простые стеллажи и расставить в комнате ребёнка, а можно и просто выделить полку, в зоне доступа малыша, где будут собраны все развивающие пособия.

Где взять пособия Монтессори?

На самом деле, подходящих пособий великое множество.

Сюда входят сенсорные мешочки, различные деревянные погремушки, крупные бусины, однопредметные шнуровки, геометрические тела, простые пирамидки, диски, кольца, цилиндры и даже болты. Интересны рамки с вкладышами, которые представляют собой своеобразные деревянные пазлы с крупными деталями. В отличие от традиционных паззлов, эти дощечки выполняют множество разных функций. С их помощью малыш сможет познакомиться с простыми геометрическими формами, научиться осознанно различать цвета, приобрести навыки счёта и опыт конструирования. Особую роль среди пособий для детей раннего возраста играют так называемые настенные и настольные модули — деревянные досточки с определенным предметным наполнением: материалами различных фактур, замочками и подвижными частями, деталями разной формы и т. д.

Даже выполняя какие –то бытовые работы по дому, можно используя методику Монтессори развивать ребенка:

— Полив цветов. У ребёнка может быть своя лейка, удобная для детских ручек. Да и цветы (или обычный лук, Вы можете посадить вместе с малышом и наблюдать за их ростом.

— Уборка. Отведите в комнате место для небольшого совка, щётки (или маленького веника) и тряпки. Малыш сможет с Вами во время уборки протереть пыль или подмести, а также убрать за собой после занятия.

— Гигиена. Повесьте индивидуальное полотенце ребёнка на уровне его глаз, так, чтобы он самостоятельно мог вытереть руки или лицо. Неплохо обзавестись подставкой (или маленьким устойчивым табуретом, чтобы ребёнок мог сам подняться к раковине.

— Готовка. Позволяйте ребёнку проводить с Вами время на кухне. Малыш сможет перемешать салат, подсолить его, посыпать блюдо зеленью, фигурной формочкой вырезать печенье из теста, помочь перебрать крупу.

— Стирка. Выделите для малыша небольшой таз, и место для развешивания белья (например, комнатная сушилка). Ребёнок сможет сам стирать носочки или платки.

Необходимо отметить и минусы методики Монтессори.

В методике совершенно не отводится времени игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Также Мария Монтессори была категорически против чтения детям сказок, занятий с ними творчеством и ролевым играм, всему тому, что так помогает в развитии детей. Ученики, поменявшие Монтессори-школу на обычную, чувствуют себя неуютно, т. к. привыкли к свободному перемещению во время урока, что противоречит общепринятым нормам массовой школы. Следует отметить, что эта методика не подходит детям с гиперактивностью.

Подводя итог, можно сказать, что методика Марии Монтессори требует разумного подхода (с учётом возраста и интересов малыша). Систему Монтессори целесообразно сочетать с другими вариантами развития ребёнка, компенсируя творческий и игровой дефицит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы с использованием методов ТРИЗ "Зима -Лето"

Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ "Зима - Лето"...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий @ХОРОШО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ИЛИ КАК ПОТЕРЯЛИ ЗДОРОВЬЕ@

Цель: навыки здорового образа жизни, закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения,развивать познавательный интерес, мысл...

Конспект занятия для детей младшей группы с использованием методики Марии Монтессори. Тема: «Мы за солнышком пойдём».

Программное содержание:обучающие задачи:учить детей определять на ощупь предметы и называть их, различать на слух звучание предметов: ракушек, камней, орехов; продолжать учить детей сравнивать кубики ...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием игры «Танграм»

Цель: развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.Задачи:  продолжать знакомить с игрой «Танграм», учить сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур с речев...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием игры «Пентамино»

Цель: развитие творческого воображения, внимания, памяти, творческого мышленияЗадачи: умения воссоздавать модель по образцу; познакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; совершенствовать навы...

Конспект занятия для детей средней группы, с использованием средств ИКТ и конструктора МАККИ на тему: «Автопарк».

Данный конспект занятия поможет воспитателю дошкольного учреждения провести увлекательное занятие по конструированию. Использование конструктора МАККИ, превратит занятие в увлекательную деятельность д...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием блоков Дьенеша «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект занятия для детей средней группы с использованием блоков Дьенеша «Лунтик в гостях у ребят»...