Проект. Мнемотехника.
проект

Гиголаева Наталья

Использование метода  мнемотехники, как средство   овладения дошкольниками связной  речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированной направленности №7

Проект.

«Использование метода  мнемотехники, как средство   овладения дошкольниками связной  речью»

       

    Воспитатель: Гиголаева Н.Х.

             

Сосновоборск

2021г.

 ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь даёт следующие определения мнемотехники.

МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. С такими проблемами дети часто поступают в группу.

Поэтому передо мной встала задача, постараться научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель работы: 

Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

6. Способствовать развитие мелкой моторики рук;

7. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

8. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, повышению самооценки;

9. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

В своей деятельности опираюсь на работы:

1.Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». (Методическое пособие).

2.О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников».

3.О.Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольников в играх».

4. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПБ.,2005.

5.О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный - с учётом возрастных возможностей и потребностей каждого ребёнка;

Деятельностный - развитие ребёнка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический - ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный - ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

 Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. 

Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап.

Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап.

Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный.

IV этап. 

Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. 

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. 

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. 

Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. 

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:

 Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

 Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

 Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

 Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

 Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

quot;Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"...

Проект Мнемотехника.Составление описательных рассказов по опорным картинкам

Тема:  «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам»Сроки проекта: февраль – май 2016 г.Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель дошкольной разновозр...

проект "Мнемотехника"

проект по развитию речи  "Мнемотехника"...

Проект "Мнемотехника"

презентация проекта "Мнемотехника"...

Проект "Мнемотехника в формирование ФЭМП"

Применение мнемотехники в математике...

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»...