Игра Сенсорный барабан
методическая разработка

Чеботарева Анастасия Николаевна

Игра "Сенсорный барабан" для детей с расстройством аутистического спектра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для детей с расстройством аутистического спектра.


Для детей с РАС, как и для их нейротипичных сверстников, игры становятся дорогой к внешнему окружению — с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий. Игры помогают укрепить связи между малышом и родителями и способствуют развитию социальных навыков.

Целью игры является создание условий для успешной адаптации ребёнка с РАС в макромире, для коррекции и развития личности.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с РАС;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Преодоление страхов и отрицательных эмоций.

Самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна.

Чаще всего взрослому сложно включиться в самостоятельную игру аутичного ребенка: ребенок может не обращать на него внимания, может активно протестовать или стремиться уединиться. Даже если аутичный ребенок тянется к детям, к другим людям, он может не впускать их в свои привычные игры и занятия. Это объясняется и несформированностью у такого ребенка навыков взаимодействия.

Предлагаем вашему вниманию перечень игр, которые особенно полезны и доступны для детей с аутизмом.

Мешок фасоли

Засыпаем в большую пластиковую ванну высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Зарываем в наполнитель небольшую игрушку и просим малыша достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из фасоли, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

Выдувайте пузыри

Если ребенок не умеет дуть сам, пусть он помогает вам откручивать крышку пузырька и погружать внутрь форму. Здесь вы можете добиться первого осознания понятия «по очереди» и чуткого взаимодействия в паре с ребенком.

Показывайте пальцем на пузыри, выражайте гипертрофированную радость и восторг – это поможет развить у малыша с РАС столь важное разделенное внимание.

Стих и песни

Детям часто нравится гладкость и стремительность речи в стихах, а также циклическое повторение куплета в песнях. Используйте рифмованные строки, чтобы научить ребенка одеваться или есть самостоятельно (или самому выполнять отдельные операции процедур самообслуживания).

Пойте малышу любимую песню, когда хотите его наградить. Используйте аккомпанемент песен и стихов, когда малыш выполняет физические упражнения: прыгает в длину или высоту, карабкается по брусьям, качается на качелях.

Вполне возможно из-за привычки к песням и стихам, у ребенка сформируется особое поощрение — прочесть ему стих и/или спеть песню. Заметьте, это поощрение будет НЕПИЩЕВЫМ, что немаловажно в процессе обучения.

Ролевые игры

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:

• Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;

• Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;

• Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;

• Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;

• Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;

• Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;

В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.

Сенсорные игры

У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия).

С целью обогащения у детей сенсорных восприятий нами было создано пособия «Сенсорный барабан».

«Сенсорный барабан»

Цель: Обогатить тактильный опыт детей через узнавание на ощупь различных материалов.

Задачи:        

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- совершенствовать мелкую моторику;

- стимулировать речевую активность в процессе совместных игр.

Ребенок будет крутить барабан и трогать выбранный им треугольник, далее засовывает руку в мешочек (непрозрачный контейнер) с кубиками и наощупь должен найти и вытащить предмет.

Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик — барабан»

Назначение музыкально-дидактических игр.Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявить себя в и...

Пособия и игры. Сенсорные зоны.

Рекомендации по проведению игр и упражнений по сенсорному развитию. - Первые игры должны быть легкими для восприятия ребенка.- На каждом этапе обучения надо предлагать   только од...

Дидактические игры сенсорное развитие

Игры для занятий в группе и дома....

Конспект занятия в младшей группе по аппликации " Зайчик играл на барабане"

                        Совершенствовать умение аккуратно, намазывая готовые детали.              ...

Дидактические игры (сенсорное развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленная на сенсорное развитие детей 2-3 лет....