"Арт-терапия в работе воспитателя"
материал

Степанова Елена Владимировна

Повышение профессионального мастерства педагогов  через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников образовательного процесса. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_v_rabote_vospitatelya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе  воспитателя»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов  через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников образовательного процесса. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
  2. 2. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у педагогов, используя изотерапию как одну из форм организации мастер – класса.

  1. 3. Развивать профессионально – творческую активность, способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ход:

- Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Использование арт-терапии в работе воспитателя».

Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу.

И если изначально арт - терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки.

Обычно раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность.

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.

И в десять лет, и в семь, и в пять, все дети любят рисовать.

- Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражение настроений и мыслей человека.

- Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.

Сегодня мы будем общаться, выражать свои чувства, ощущения, эмоции с использованием методов технологии арт – терапии.

Ритуал приветствия

Прежде, чем мы начнем нашу работу, нам необходимо поздороваться и познакомиться. Посмотрите какая чудесная свеча у меня в руках. Она не простая, волшебная. Когда вы её передаете с ней передается ваше тепло, ваша доброта. Сейчас мы будем передавать её и каждый, у кого она окажется, назовет свое имя. Замечательно, мы с вами не просто познакомились, но и поделились своим теплом и положительными эмоциями.

Рисунок состояния.

Цель: этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Инструкция: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. За одну- две минуты осознайте свои чувства, эмоции, которые возникают в этот момент. Возьмите в руки изобразительные средства и начинайте наносить штрихи, формы и линии на бумаге, говорящие о том, как вы себя чувствуете в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что- то художественное и определенное. Рисуйте то, что приходит в голову.

«Техника каракули в паре»

Свободно, водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой – либо цели и замысла и передайте партнеру, который должен создать из них образ и развить его;

- затем поменяйтесь с партнером трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации;

- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.

Рисование по кругу

- Перед вами находятся лист бумаги и различные материалы для рисования (восковые мелки, гуашевые краски, ватные палочки), вы можете брать любые, которые вам нравится. Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, что вам хочется. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь и передаете его соседу справа. Так происходит несколько раз, пока ваш рисунок не вернется к вам. Затем проводится обсуждение полученных рисунков.    Итак, приступим.

Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу.

(Для фона включаем музыку). Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т. д.

Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.

Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.

ВЫВОД:

Возможности арт-терапии:

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией дети и взрослые могут открыть и развивать в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для дошкольников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»

Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет  им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повыше...

статья: "Приемы и методы арт-терапии в работе воспитателя"

Какие виды арт-терапии помогают воспитателю достичь положительной динамики развития дошкольников....

Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя"

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пере...

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....

статья: "Приемы и методы арт-терапии в работе воспитателя"

Какие виды арт-терапии помогают воспитателю достичь положительной динамики развития дошкольников....

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» 2019-2020 г.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...