План по самообразованию
материал

Бибикова Татьяна Викторовна

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_23-24g.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на 2023-2024 уч.год

        Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО».

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к её истории, прошлому и настоящему.

Д. С. Лихачев

Срок реализации работы над темой: 2023 - 2024 г.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г.

Актуальность:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян.

Дети испытывают дефицит игры со взрослыми, поэтому много внимания нужно уделять играм и разговорам с детьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания об окружающим мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение. Такие дидактические игры приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников, взаимодействовать друг с другом.  Благодаря игре ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное и услышанное претворить в жизнь.

Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Цель: повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания младших дошкольников в условиях ФОП ДО.

Задачи работы педагога над темой:

1.Изучить литературу по теме самообразования.

2. Разработать плана воспитательно-образовательной работы с детьми младшей группы на год.

3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.

4. Подобрать консультации для родителей по данной тематике.

5. Разработать цикл конспектов занятий, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.

6. Подобрать детские художественные произведения.

7. Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи воспитательно – образовательной работы:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, Родине.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формировать элементарные знания о правах человека.

Прогнозируемый результат: у детей младшего дошкольного возраста формируются представления о добрых поступках; благожелательные взаимоотношения в группе; представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю, следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания.

         Мы, взрослые, должны развитьв ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, даетчеловеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что, погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

План воспитательно -образовательной работы с детьми

Сентябрь

1.Экскурсия - беседа «Садик - наш второй дом» Цель: показать детям о том, какие помещения есть в детском саду, чем можно заниматься в садике, в какие игры играть.Что детский сад похож на семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

2. Игровая ситуация «Кто работает в детском саду». Цель: познакомить детей с представителями разных профессий, рассказать об их труде, о роли выполняемой ими работы.

3. Беседа «В гостях у наших игрушек». Цель: развивать навыки общения у детей младшего возраста; формировать по средством речи навыки взаимодействия и умения налаживать контакты друг с другом.

Октябрь

1.Рассматривание фотоальбома «Мой дом»

Цель: формировать представление о понятии «дом». Осваивать умение узнавать, называть и показывать части дома (окно, дверь, крыша), делать постройки из конструктора.

2. Игра-беседа «Моя малая Родина».

Цель: ознакомление детей с понятием «малая родина», воспитание любви к малой родине.

3. Общение «А у нас во дворе» Цель. Формировать навыки общения, культуры поведения, чувство любви к родному краю.

Ноябрь

1. Игра-путешествие «Моё село самое лучшее».

Цель: формирование понятия «село», воспитание любви к селу, в котором мы живем.

2. Игра-беседа «Я люблю маму и папу».

Цель: формирование представления о семье, учить беречь и уважать своих близких.

3. Дидактическая игра «В гостях у куклы Маши».

Цель: формирование представления о семье; закрепление умения определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.

Декабрь

1.  Дидактическая игра «Не поделили игрушку».

Цель: развитие умения благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

2. Игра-развлечение «Петушок, петушок»».

Цель: ознакомление детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми; развитие речи, памяти, познавательной и двигательной активности.

3. Игра-беседа «Родная страна».

Цель: формирование представления о величине России; воспитание любви к родной стране.

Январь

1. Путешествие «Наш край».  «Природа и жизнь нашего края».

Цель: формирование у детей знаний об особенностях природы Брянской области, его животном и растительном мире; обогащение словарного запаса детей, обратить внимание детей на то, что и природу, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет и другие могли этим любоваться.

2. Игра-развлечение «Вот так конь!».

Цель: сформирование представлений о народной игрушке и русском народном фольклоре.

3. Беседа «Летят самолеты».

Цель: дать понятие о празднике – День Защитника Отечества, воспитание чувства гордости за наших славных воинов – летчиков. Показ детям зависимости между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Февраль

1. Игра – соревнование «Сильные и ловкие».

Цель: способствование формированию мужских качеств: сил, ловкость, быстрота.

2. Беседа «Маленький чемодан».

Цель: формирование патриотического чувства, обогащение знаний детей.

3. Игра-посиделки «Ладушки, ладушки, мы поедем к бабушке».

Цель: формирование у детей понятия о русском народном фольклоре: песнях, играх, потешках; развитие связной речи.

Март

1. Игра - приветствие «Утренний круг»

Цель: формирование у детей чуткого, доброжелательного отношения к сверстникам, близким людям, окружающему миру.

2. Игра-драматизация «Петушок и его семья».

Цель: формирование представления о семье на примере семьи Петушка.

3. Экскурсия по территории детского сада. «Береза белая» Цель. Формировать любовь к природе родного края, воспитание гуманной духовно-нравственной личности.

Апрель

1. Подвижная игра «Курица и цыплята».

Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям; создать положительное эмоциональное настроение у детей.

2. Конструирование «Моя улица».

Цель: формирование представления об улице как части села. Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям. Воспитывать культуру поведения и доброжелательного отношения к окружающим.

3. Игра-путешествие «Масленица».

Цель: формирование у детей понятия о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы.

Май

1. Беседа «Наша армия».

Цель: формирование у детей патриотического чувства, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

2. Беседа «Природа России».

Цель: формирование представления детей о красоте природы России, воспитание чувства гордости за свою страну.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  • Анализ анкетирования по теме.
  • Консультации: «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 3-4 лет», «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей толерантного отношения к сверстникам», «Что ребенок должен знать о дне Победы».
  • Конкурс рисунков и поделок «День Победы»; Выставка рисунков «Мамочка любимая», «Береза белая»,
  • Фотовыставка «Любимое Крыжино».

Изучение литературы по теме:

  • Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
  • Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий».
  • Интерне-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2021/01/11/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

https://vk.com/wall-159503053


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...