Конспект занятия на тему: Экспериментирование в старшей группе «Поймай воздух»
методическая разработка (старшая группа)

Большенко Анастасия Викторовна

Конспект занятия на тему: Экспериментирование в старшей группе «Поймай воздух»

Эксперимент "Поймай воздух" был проведен в старшей группе с целью познакомить детей с основными свойствами и характеристиками воздуха, а также запустить их интерес к научному исследованию. В рамках этого эксперимента дети учились использовать простые инструменты и различные методы для изучения и измерения воздушных явлений.

Перед началом эксперимента, детям было предложено ответить на вопрос: "Что такое воздух?". Затем, вместе с наставниками, они обсудили возможные ответы и вместе сформулировали определение воздуха. Это позволило детям понять базовые характеристики, такие как то, что воздух невидим, но ощущается и занимает место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

Экспериментирование в старшей группе «Поймай воздух»

                                                                               

     

Тема занятия: Экспериментирование в старшей группе

«Поймай воздух»

ЦельРазвитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

 1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

 2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

 3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре.

Ход занятия

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

1ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ребята, когда я шла в садик, мне в лицо дул такой приятный ветерок. А вы почувствовали прикосновение ветра на своём лице? Посмотрите, этот ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.) Что это, кто знает? А почему он называется воздушным?

Дети. Это воздушный шарик. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, а шарик нам письмо принёс. Интересно, кто же нам его прислал? Наверное, какой-то сказочный герой. Давайте откроем её и прочтём.

«Ребята, на Луне, где я жил, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, нигде не нашёл. Помогите мне его найти».

Воспитатель. Дети, а вы догадались, кто прислал это письмо?

Дети. Это Лунтик.

Воспитатель. Ребята, нам надо помочь Лунтику. Вы согласны помочь? Где же мы найдём воздух, у меня его нет. Ребята, а вы видите воздух?

Дети. Нет.

Кузя утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию и будем проводить опыты (дети проходят к столу).

 Но, чтобы все прошло безупречно, давайте вспомнил некоторые правила:

1. Ничего не трогать без разрешения;

2. Соблюдать тишину;

3.Ничего не пробовать на вкус;

4. Все возвращать на место.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Кузя говорит, чтобы  увидеть воздух , его надо поймать. Давайте попробуем вместе?

Дети: Да.

Опыт № 1: «Поймай воздух» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. (Раз-два-три, воздух лови)  Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха.

-А на что похож воздух сейчас? он похож на подушку.

-А если мы развяжем его? Что произойдет?

- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

Воспитатель:

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Ребята ,а какого цвета воздух? (ответы детей). У меня есть фонарик. Гордей, посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.

Вывод – Значит воздух невидимый, прозрачный. И он не имеет формы. Воздух принимает форму предмета, в котором находится.

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали,

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили,

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.

(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

Воспитатель: Ребята, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей

Воспитатель :Ребята как думаете, а в человеке есть воздух?

Давайте проверим!

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктельные трубочки.

Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель: Кому  еще нужен воздух?

Перед вами карточки с объектами живой природы и неживой

Нужно определить кому нужен воздух и кому не нужен

- Давайте проверим ваши предположения.

Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и отправимся в воздушное путешествие на самолете. Вы согласны?

Физминутка

Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, где воздух чище: в городе, в деревне или в лесу? Почему в городе грязный воздух? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоискатели! Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один желтый и один зелёный. Вместо ответа на утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, желтый. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

В результате наших поисков мы обнаружили, что:

- Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

 -Человек может жить без воздуха.

 - Что воздух есть внутри людей.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

- Вам понравилось быть молодыми учеными? (Ответы детей)

Рефлексия.

Ребята, а вы знаете, что можно рисовать воздухом? (Ответы детей)

Хотите попробовать?

Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на лист. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листочку.

Воспитатель: Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему Экспериментирование в старшей группе "Воздух - невидимка"

Конспект занятия на тему Эксперементирование в старшей группе "Воздух - невидимка"...

Конспект занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. формировать представления детей о воздухе и его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экс...

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"

Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории....

Конспект занятия с элементами экспериментирования для средней группы «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах солнца, воды и воздуха.Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о солнце, воздухе и воде, их свойствах: теплые, невидимые, ...

Конспект занятия на тему: Экспериментирование в старшей группе «Воздух – невидимка».

Цель:    Развитие    познавательной   активности    детей    в    процессе проведения элементарных опытов с воздухо...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный воздух»

Цель: расширять  знания  детей о свойствах воздуха.Закрепить знания о некоторых свойствах воздуха  ( не имеет формы, при нагреваний расширятся, а при охлаждении сжимается, невидим, необ...