В мире открытий
консультация (старшая группа)

Эксперментирование, как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Детское экперементирование является хорошим средством интелектульного развития дошкольника. А так же, эксперементирвание  оказывет положительное влимяние на эмоцианальную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности.

Вовлечение детей дошкольного возраста в эксперементальную деятельность и повышение их познавательной активности, получение знаний опытным путём и обусловило актульность темы исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.78 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема:

«Опытно-экспериментальная деятельность»

2 слайд: Детство - пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, самостоятельный или под тактичным руководством взрослого поиск знаний в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Результаты психологических и педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, И Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков, В.В.Запорожец, Г.И.Щукина, И.Д.Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.

3 слайд: Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

4 слайд: Ознакомление с каким-нибудь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

5 слайд: Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н.Поддьякова доказывают, что причины лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.

6 слайд: Познавательная экспериментальная деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности. Из утверждений академика Н.Н.Подьякова («Мышление дошкольника») следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах, является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.

7 слайд: Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дошкольник, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п. - удержать его практически невозможно.

В экспериментальной деятельности ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания. В процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Когда ребёнка лишают возможности знакомиться с окружаемым миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

8 слайд: Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. приобретает следующий ряд навыков данной деятельности:

  • видеть и выделять проблему,
  • принимать и ставить цель,
  • решать проблемы,
  • анализировать,
  • выделять существенные признаки и связи,
  • выдвигать гипотезы,
  • отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
  • осуществлять эксперимент,
  • делать выводы,
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

9 слайд: Главные достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Метод детского экспериментирования не труден. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Наблюдения проводятся за объектами живой и неживой природы.

Из приведенных высказываний видно, что экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опытно- экспераментальная деятельность

Слайд 2

Детство- пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности.

Слайд 3

Известно, что ознакомление с каким-нибудь предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если он носит действенных характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изученными объектами окружающего мира.

Слайд 4

«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму»

Слайд 5

Н.Н. Подьяков 04.10.1929-08.01.2021

Слайд 8

некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься другим делом, при лишение же возможности знакомится с окружаемым миром путём экспериментирования психическое развитие ребёнка затормаживается. наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает гораздо позже экспериментирования.

Слайд 9

Видеть и выделять проблему Принимать и ставить цели Решать проблемы Анализировать Выделять существенные признаки и связи Выдвигать гипотезы Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности Осуществлять эксперимент Делать выводы Фиксировать этапы действий и результаты графически

Слайд 10

Идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнивания и классификации Развевается речь ребёнка так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы Происходит накопления фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Детское экспериментирование важно и для формирование самостоятельности, способности преобразовать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности

Слайд 11

Ф изический: учится управлять своим телом и отдельными органами Природоведческий: знакомится с миром, со свойствами объекта и причиноследственными связями Социальный: запоминает собственности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом Познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции Лингвистический: играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента Поведенческий: моделирует сове поведение в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по миру открытий

Раздаточный материал для детей 4-5 лет. По программе "Мир открытий"Петерсон Л.Г....

Педагогический проект по развитию познавательной активности с помощью развивающих игровых технологий у детей 2-3 лет «Малыш в мире открытий»

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.Внедрение игровой технологии интеллектуально...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром (открытого занятия во 2 младшей группе "Колокольчик")

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Коваленко О.В., воспитатель МДОУ «Детский сад № 109» Тема: «Весна идёт, весне дорогу!"Возраст: 3-4 годаЦель: Расширение...

Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе «В мире открытий»

Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе «В мире открытий»...

Проект "В мире открытий"

Одной из основных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенных знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему обр...