Карты Проппа
консультация

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_karty_proppa.docx147.77 КБ

Предварительный просмотр:

«КАРТЫ ПРОППА – используя развиваем речь детей дошкольного возраста»

Карты Проппа – сказочный конструктор. Сама методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно и свою актуальность не потеряла и в настоящее время.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют требованиям ФОП ДО:

  • развивается умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
  • карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
  • карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия: что такое «хорошо» и что такое

«плохо». Понятия о доброте, взаимопомощи передаются в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, доброй волшебницы или феи, всегда готовых прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, а нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольного учреждения, поощрять интерес ребенка к сказкам, научить анализировать произведение и понимать прочитанное, а также запоминать. В этом нам помогут карты Проппа.

Карты Проппа – это своего рода конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — 31, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира, (всем известный итальянский писатель оказывается, не только сочинял сказки для детей

– он написал еще и книгу о том, как сочинять сказки вместе с детьми), он сократил их

количество до 20, но последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д. Родари отмечал, что каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка.

Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку.

Сказочных ситуаций или функций 20:

1.    запрет или предписание;

2. нарушение;

 3. вредительство;

4. отъезд героя;

5. задача;

6. встреча с дарителем;

 7. волшебные дары;

8. появление героя;

9. сверхъестественные свойства антигероя;

10. борьба;

11. победа;

12. возвращение домой;

13. прибытие домой;

14. ложный герой;

15. трудные испытания;

16. ликвидация беды;

  1. узнавание героя;

18. изобличение ложного героя;

19. наказание ложного героя;

20. Свадьба или счастливый конец.

Вот некоторые примеры:

запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом.

  • В сказке «Крошечка — Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет.
  • А в «Гуси-лебеди» — родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил.

Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар- птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Перечисленные 20 функций необходимо подготовить к обучающему процессу, то есть изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Существуют 20 сказочных функций, но для работы с детьми дошкольного возраста достаточно от 3 до 8 карт, в зависимости от возраста детей.

Целесообразность карт Проппа

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

  1. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку анализировать поступки героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  2. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

Подготовительные игры

  1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
  2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
  3. «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
  4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
  5. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и

«Госпожа Метелица»);

  1. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
  2. «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий.

Последовательность знакомства с картами

  1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение
  2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
  3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
  4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
  5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
  6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
  7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Результат работы с картами Проппа:

  • умение определять жанр произведения;
  • запоминать последовательность событий;
  • выделять основное содержание сказки;
  • выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
  • уверенно манипулировать картами;
  • чувствовать красоту и образность родного языка.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию примеры сказок, придуманных детьми подготовительной группы с использованием карт Проппа.

Сказка «Стрекоза и Жук»

  1. Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.

Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы - попадете в беду».

  1. Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.
  1. Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука.
  2. Вдруг видит - один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

  1. Запрет
  2. Нарушение
  1. Трудные испытания
  2. Ликвидация беды

Сказка «Лиса и Коза»

  1. Жили-были Лиса и Коза. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные.

  1. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна.
  2. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

12.К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь.

18.Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

  1. Запрет
  2. Нарушение запрета
  3. Вредительство

12. Возвращение домой

18. Изобличение ложного героя

Опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия карт, работают активно и эти занятия им нравятся. Процесс обучения необходимо делать во второй половине дня малыми подгруппами. Во - первых дети легче запоминают карты, во - вторых, ребенок спокойно пересказывает сказки и сочиняет свои рассказы. Так же карты Проппа рекомендую изготовить в ярком оформление и со смысловой структурой. У меня на картах изображены сказочные персонажи, дети могут рассказывать какие это персонажи (добрые или злые), в каких сказках они встречаются и т.д.

Для примера рассмотрим сказку "Жихарка":

  1.  Карта - Жили-были.Карты Проппа

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:— Эта простая — котика, эта простая — Петина, а

это не простая — точѐная, ручка золочѐная, — это Жихаркина. Никому еѐ не отдам.

  1.  Карта – Запрет.

Кот да петух, когда уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать.

  1.  Карта – Нарушение запрета.

Запирал Жихарка двери, а один раз забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:— Эта простая ложка — котика, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точѐная, ручка золочѐная, — Жихаркина. Никому еѐ не отдам.

Карты Проппа

  1. Карта – Враг начинает действовать.

Только хотел еѐ на стол положить, а по лестнице — топ- топ-топ. Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки. Постой

же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь". Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

  • Эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – котика, а эта ложка не простая – точѐная, ручка золочѐная, - эту ложку я себе возьму. А Жихарка под печкой во весь голос:
  • Ай, ай, ай, не бери, тѐтенька, я не отдам! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату. — Садись, — говорит, — Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопатку сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то нейдѐт.

E:\мррмммммммммммммммммммммммм\Новая папка\Карты Проппа\hello_html_625b220a.png

  1. Карта –Герой вступает в битву с врагом.

—Не так сидишь, — говорит лиса

  • А ты мне, тѐтенька, покажи, я ведь не умею.
  • Экой ты недогадливый!

  1. Карта – Одержание победы.E:\мррмммммммммммммммммммммммм\Новая папка\Карты Проппа\hello_html_m1cedc1d4.png

Лиса Жихарку с лопатки сбросила, сама на лопатку прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка еѐ толк в печку да заслонкой прикрыл.

  1. Карта –Герой возвращается домой.E:\мррмммммммммммммммммммммммм\Новая папка\Карты Проппа\sieminar_praktikum_dlia_roditieliei_v_mirie_skazok_16.jpeg

А сам скорей вон из избы, да домой.

  1. Карта – Счастливый конец.Карты Проппа

А дома кот да петух плачут, рыдают. Кот лапкой слезы вытирает, Петя крылышком подбирает. Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас с вами в гости к себе ждут.

На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумайте героев, определите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

  1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
  2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
  3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачу, приобретает определенный навык и преображается.
  4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
  5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

Рекомендую изготовить во всех возрастных группах карты Проппа. Многие говорят, что карты Проппа и мнемотаблицы это одно и тоже. Нет.

Отличие карт Проппа от мнемотаблиц есть. При работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...