Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)
план-конспект (развитие речи) по теме

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказок, коротких рассказов, заучивание стихов с помощью карт Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peresskaz_skazok_s_pomoshchyu_kart_proppa.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ КАРТ ПРОППА Т.Н. ДЕРЯГИНА

(инновационная технология)

Более 27 лет я работаю с детьми, у которых имеются речевые проблемы.

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказок, коротких рассказов, заучивание стихов с помощью карт Проппа.

Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 20, но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.

Для обучения детей пересказу я отобрала 15 карт, обозначающих наиболее частотные функции.

Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоци ирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).

Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.

Моя методика заключается в следующем.

На вводных занятиях я помогаю детям определить жанр произведения, усвоить понятие, что такое сказ ка, чем она отличается от рассказа, учу детей соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого приступаем к работе над пересказом. На каждую сказку отвожу по два занятия.

На первом происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем - карт Проппа.

На втором занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих занятиях узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

В результате проведенной работы дети научились:

  1. определять жанр произведения;
  2. запоминать последовательность событий;
  3. выделять основное содержание сказки, рассказа;
  4. выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
  5. уверенно манипулировать картами;
  6. чувствовать красоту и образность родного языка.

Для примера привожу фрагменты трех занятий.

Занятие 1.

Чтение русской народной сказки «Рукавичка» и рассказа К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».

Программное содержание занятия:

  1. Воспитывать умение воспринимать на слух художественное произведение.
  2. Познакомить детей с понятиями «сказка», «рассказ».
  3. Учить определять жанр произведения.
  4. Учить использовать в речи образные выражения.
  5. Учить подбирать прилагательные к существительному дед.

Ход занятия.

  1. Чтение сказки «Рукавичка». Беседа с детьми.
  1. Какие звери попали в рукавичку?
  2. Почему дед потерял рукавичку?
  3. Какой он? (Подбор определений)
  4. Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке?
  5. А деду хорошо без рукавички?
  6. Как вы думаете, могут ли такие со бытия происходить на самом деле?
  7. Значит, это выдумка, вымысел?
  8. Что такое сказка?
  1. Чтение рассказа «Лиса Патрикеевна». Беседа с детьми.
  1. Есть ли в «этом произведении вымысел, волшебство? (Определяем, что это рассказ)
  2. Как в рассказе выглядит лиса?
  3. Как она принаряжена?
  4. Покажите и расскажите, как хо дит лисонька?
  5. Почему свой пушистый хвост она носит бережно?
  6. Почему писатель назвал звал лису разбойницей и хитрой?

Рассказываю детям о писателях, которые пишут сказки и рассказы.

  1. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Занятие №2.

Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка».

Программное содержание занятия:

  1. Учить детей проникать в смысл текста, обращать их внимание на выразительные средства.
  2. Совершенствовать умение удер живать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моменты с помощью карт Проппа.
  3. Развивать способность передавать свое отношение к положительным и отрицательным героям сказки.
  4. Образовывать однокоренные слова от слова мать.
  5. Обогащение словаря: колодочка, челнок (челночок).

Ход занятия.

  1. Чтение сказки «Терешечка». Беседа с детьми.
  1. Понравилась ли вам эта сказка?
  2. Покажите свои эмоции, используйте мимику.
  3. Знаете, мне понравился Терешечка... Угадайте, почему. (Он ловил рыбу, кормил родителей.)
  4. Какой поступок Терешечки мне не понравился, как вы думаете?
  5. Из чего был сделан Терешечка?
  6. Вы знаете, что такое колодочка? (Деревянный брусок.)
  7. На чем Терешечка поехал рыбу ловить? (На челноке - это легкая лодочка.)
  8. На чем можно еще плавать по озеру или реке?
  9. Как мать звала Терешечку? Скажите и покажите голосом, как она это делала.
  10. Образуйте новые слова от слова мать (Мама, мамочка, мамуленъка и т.д.)
  11. Почему защипанный гусенок спас Терешечку?
  1. Зарисовка детьми узловых моментов сказки с помощью карт Проппа (см. внизу). Какую карту вы нарисовали пер вой? Почему?
  1. О чем рассказывает нам эта карта?
  2. Был ли в сказке запрет и какой?
  3. Можно ли ведьму назвать доброй?
  4. Какой картой мы ее обозначим?
  5. Есть ли в сказке вредительство?
  6. Какую задачу нужно было выполнить Терешечке?
  7. Кто помог ему вернуться домой?
  8. Будет ли гусенок героем? (В сказке два героя.)
  9. Как закончилась сказка? Счастливый ли у нее конец?
  1. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Занятие № 3.

Пересказ сказки «Терешечка»

Программное содержание занятия:

  1. Продолжать учить детей при пересказе текста опираться на план-схему.
  2. Учить пересказывать сказку последовательно, близко к тексту, используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки;
  3. Учить подбирать прилагательные и глаголы к слову ведьма.
  4. Учить делать обобщения и отбирать нужное слово (Терешечка, мать, ведьма, гусенок).

Ход занятия.

  1. Беседа с детьми.
  1. С какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии?
  2. Какой поступок Терешечки вам не понравился?
  3. Как бы вы поступили на месте Терешечки?
  4. Кто вам больше всего не понравился в сказке? (Ведьма.)
  5. Какая она?
  6. Что она делала?
  7. Присутствуют ли в сказке добрые герои? Кто они?
  8. Подарите им свои улыбки.
  1. Работа с индивидуальным набором карт. Коротко вспоминаем узловые моменты сказки.
  2. Чтение сказки с установкой на пересказ (дети поднимают карты во время чтения узловых моментов).
  3. Пересказ текста детьми по узловым моментам.
  1. Вы еще на прошлом занятии догадались, что мне не понравился поступок Терешечки, когда он изжарил ведьмину дочь. А как можно было с ней справиться по-другому?
  1. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки с помощью карт Проппа

пересказ сказки при помощи карт проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.

Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»...

Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников

В статье представлен опыт работы по теме: "Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников"...

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты  В.Я.Проппа....

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».

Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирован...