Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)
план-конспект (развитие речи) по теме
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказок, коротких рассказов, заучивание стихов с помощью карт Проппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peresskaz_skazok_s_pomoshchyu_kart_proppa.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ КАРТ ПРОППА Т.Н. ДЕРЯГИНА
(инновационная технология)
Более 27 лет я работаю с детьми, у которых имеются речевые проблемы.
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказок, коротких рассказов, заучивание стихов с помощью карт Проппа.
Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 20, но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.
Для обучения детей пересказу я отобрала 15 карт, обозначающих наиболее частотные функции.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоци ирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).
Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.
Моя методика заключается в следующем.
На вводных занятиях я помогаю детям определить жанр произведения, усвоить понятие, что такое сказ ка, чем она отличается от рассказа, учу детей соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого приступаем к работе над пересказом. На каждую сказку отвожу по два занятия.
На первом происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем - карт Проппа.
На втором занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих занятиях узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
В результате проведенной работы дети научились:
- определять жанр произведения;
- запоминать последовательность событий;
- выделять основное содержание сказки, рассказа;
- выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- уверенно манипулировать картами;
- чувствовать красоту и образность родного языка.
Для примера привожу фрагменты трех занятий.
Занятие 1.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка» и рассказа К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».
Программное содержание занятия:
- Воспитывать умение воспринимать на слух художественное произведение.
- Познакомить детей с понятиями «сказка», «рассказ».
- Учить определять жанр произведения.
- Учить использовать в речи образные выражения.
- Учить подбирать прилагательные к существительному дед.
Ход занятия.
- Чтение сказки «Рукавичка». Беседа с детьми.
- Какие звери попали в рукавичку?
- Почему дед потерял рукавичку?
- Какой он? (Подбор определений)
- Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке?
- А деду хорошо без рукавички?
- Как вы думаете, могут ли такие со бытия происходить на самом деле?
- Значит, это выдумка, вымысел?
- Что такое сказка?
- Чтение рассказа «Лиса Патрикеевна». Беседа с детьми.
- Есть ли в «этом произведении вымысел, волшебство? (Определяем, что это рассказ)
- Как в рассказе выглядит лиса?
- Как она принаряжена?
- Покажите и расскажите, как хо дит лисонька?
- Почему свой пушистый хвост она носит бережно?
- Почему писатель назвал звал лису разбойницей и хитрой?
Рассказываю детям о писателях, которые пишут сказки и рассказы.
- Подведение итога занятия, оценка работы детей.
Занятие №2.
Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка».
Программное содержание занятия:
- Учить детей проникать в смысл текста, обращать их внимание на выразительные средства.
- Совершенствовать умение удер живать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моменты с помощью карт Проппа.
- Развивать способность передавать свое отношение к положительным и отрицательным героям сказки.
- Образовывать однокоренные слова от слова мать.
- Обогащение словаря: колодочка, челнок (челночок).
Ход занятия.
- Чтение сказки «Терешечка». Беседа с детьми.
- Понравилась ли вам эта сказка?
- Покажите свои эмоции, используйте мимику.
- Знаете, мне понравился Терешечка... Угадайте, почему. (Он ловил рыбу, кормил родителей.)
- Какой поступок Терешечки мне не понравился, как вы думаете?
- Из чего был сделан Терешечка?
- Вы знаете, что такое колодочка? (Деревянный брусок.)
- На чем Терешечка поехал рыбу ловить? (На челноке - это легкая лодочка.)
- На чем можно еще плавать по озеру или реке?
- Как мать звала Терешечку? Скажите и покажите голосом, как она это делала.
- Образуйте новые слова от слова мать (Мама, мамочка, мамуленъка и т.д.)
- Почему защипанный гусенок спас Терешечку?
- Зарисовка детьми узловых моментов сказки с помощью карт Проппа (см. внизу). Какую карту вы нарисовали пер вой? Почему?
- О чем рассказывает нам эта карта?
- Был ли в сказке запрет и какой?
- Можно ли ведьму назвать доброй?
- Какой картой мы ее обозначим?
- Есть ли в сказке вредительство?
- Какую задачу нужно было выполнить Терешечке?
- Кто помог ему вернуться домой?
- Будет ли гусенок героем? (В сказке два героя.)
- Как закончилась сказка? Счастливый ли у нее конец?
- Подведение итога занятия, оценка работы детей.
Занятие № 3.
Пересказ сказки «Терешечка»
Программное содержание занятия:
- Продолжать учить детей при пересказе текста опираться на план-схему.
- Учить пересказывать сказку последовательно, близко к тексту, используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки;
- Учить подбирать прилагательные и глаголы к слову ведьма.
- Учить делать обобщения и отбирать нужное слово (Терешечка, мать, ведьма, гусенок).
Ход занятия.
- Беседа с детьми.
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии?
- Какой поступок Терешечки вам не понравился?
- Как бы вы поступили на месте Терешечки?
- Кто вам больше всего не понравился в сказке? (Ведьма.)
- Какая она?
- Что она делала?
- Присутствуют ли в сказке добрые герои? Кто они?
- Подарите им свои улыбки.
- Работа с индивидуальным набором карт. Коротко вспоминаем узловые моменты сказки.
- Чтение сказки с установкой на пересказ (дети поднимают карты во время чтения узловых моментов).
- Пересказ текста детьми по узловым моментам.
- Вы еще на прошлом занятии догадались, что мне не понравился поступок Терешечки, когда он изжарил ведьмину дочь. А как можно было с ней справиться по-другому?
- Подведение итога занятия, оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ сказки с помощью карт Проппа
пересказ сказки при помощи карт проппа...
ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...
проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
Тип проекта: Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой Характер контактов: среди детей старшей группы По продолжительности: - ...
Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты В.Я.Проппа....
Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».
Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение и обогащение словаря, формирован...
Мастер – класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа.
Материал предназначен для воспитателей....
Презентация "Рассказывание сказок с использованием карт Проппа"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ и родителей....