Презентация "Рассказывание сказок с использованием карт Проппа"
методическая разработка по развитию речи

Материал предназначен для воспитателей ДОУ и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛа ВОСПИТАТЕЛь : Мельникова И.В. Мастер – класс « Радость сказка нам приносит ». Рассказывание сказок с использованием карт Проппа .

Слайд 2

« В мире много сказок , грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них.» (Ю. Энтин ) « Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу. Ведь цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. К.И. Чуковский

Слайд 3

Владимир Яковлевич Пропп (28.04.1985 –22.08.1970) Основные труды: 1.Морфология сказки. —Л.: Academia , 1928. 2.Русская сказка. —Л.: ЛГУ, 1984. 3.Исторические корни волшебной сказки. —Л.: ЛГУ, 1986. —364 с. 4.Фольклор и действительность. —М.: Наука, 1989. —233 с.

Слайд 4

Карты Проппа

Слайд 5

Карты проппа (20 функций) 1. Запрет 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Отъезд героя 5. Задача 6. Встреча с дарителем 7. Волшебные дары или волшебное средство 8. Появление героя 9. Вредитель или антигерой 10. Борьба 11. Победа 12. Возвращение домой 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

Слайд 6

8 функций

Слайд 7

Целесообразность карт Проппа : - наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо больше количества информации; - у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление; - карты стимулируют развитие всех психических процессов, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, способствует повышению поисковой активности.

Слайд 8

Этапы освоения карт Проппа 1 этап - Знакомство со структурой сказки 2 этап – Проведение подготовительных игр 3 этап – знакомство с обозначением карт 4 этап – пересказ сказки, опираясь на карты Проппа 5 этап – сочинение собственной сказки

Слайд 9

Знакомство со структурой сказки - присказка, зачин - повествование - концовка 1 этап

Слайд 10

2 этап - Подготовительные игры «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия); «Кто на свете всех злее?» - Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои); «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя); «Что в дороге пригодится?» - (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

Слайд 11

2 этап - Подготовительные игры «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»); «Волшебные имена» - Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.); «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона»

Слайд 12

3 этап - Знакомство с обозначением карт Проппа Последовательность знакомства с картами - Изготовление карт. Воспроизведение знакомой сказки и соотношения с определенной функцией. - Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт). - Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. - Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

Слайд 13

Младший дошкольный возраст

Слайд 14

Старший дошкольный возраст

Слайд 15

Рекомендации по обучению пересказу сказки при использование карт Проппа : 1. Подбор произведений в соответствии с возрастом 2. Текст заранее прочитать и проанализировать 3. Спланировать ход занятия с соблюдением структуры 4. Программные задачи должны соответствовать возрасту детей 5. Использовать разнообразные методы и приёмы 6. Сочетать несколько видов пересказа (по ролям, игра-драматизация, близкий к тексту, по частям) 7. Пересказывать тексты и вне занятий (поместить карточки в доступное для детей место).

Слайд 16

5 этап – сочинение сказок Перед сочинением сказки оговариваются следующие моменты: - кто будет главным героем? - кто будет мешать герою? - кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои)? - название сказки; - выбор зачина и концовки; - придумывание сказочных слов и выражений.

Слайд 17

Положительные герои

Слайд 18

Отрицательные герои

Слайд 19

Запреты

Слайд 20

Карты Проппа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты  В.Я.Проппа....

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».

Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирован...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....