Мастер – класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Материал предназначен для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа.

   «В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них»  

(Ю.  Энтин)

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляем мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа.

        Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

        Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

        Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок

         Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

        Сегодня мы хотим вас познакомить с  удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста Владимира Яковлевича Проппа. Методика  Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.

     Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации

      Этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

       Основных, главных сказочных ситуаций или функций Пропп выделил 20. Для работы с дошкольниками достаточно восьми:

        Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.

       Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир

- повествование - насыщенность сказки  событиями

-концовка сказки  возвращает к реальной действительности..

2 этап. Проведение «подготовительных игр». – представлены на слайде

На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

      На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными. Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так  дети  будут проявлять большой интерес к карточкам, рассматривать и обсуждать их в свободное время.

        В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.

      Следующий 4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».

Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

На 5 этапе Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами,  дать им характеристику и  выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.

А теперь предлагаю вашему вниманию мастер – класс.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Предлагаю  вам перейти от теории к практике  и для начала немного поиграть.

  • Давайте вспомним положительных сказочных героев :  

(Золушка,  Дюймовочка, Аленушка,  Василиса премудрая, Иван царевич, петушок из сказки заячья избушка, крошечка Хаврошечка).

  • Теперь вспомните отрицательных героев:  

( Лиса, волк, баба Яга, Кощей бессмертный, леший, водяной, змей Горыныч, Соловей разбойник, мачеха)

  • Какие бывают запреты в сказках? 
  • «Маша и медведь» , «Три медведя» –не уходить   далеко в лес;
  • «Гуси-лебеди»  - не оставлять брата одного;
  • «Красная шапочка»- не разговаривать с незнакомыми, не сворачивать с дорожки;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - не пить из копытца
  • «Царевна лягушка» - не сжигать шкуру;
  • «Волк и 7 козлят» –не открывать двери.

Хорошо, молодцы!

  • Теперь на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы разберем использование карт Проппа:

(слайд с изображением нужных карт)

Думаю, вам всем хорошо известна эта сказка, и зачитывать мы ее не будем.

  • С чего начинается сказка? (Жили, были), значит и карта у нас будет (показ на слайд),
  • когда кот уходил в лес, что он делал и говорил петушку? (давал наставление-запрет) и карта (слайд),
  • а что сделал петушок? (нарушил запрет)
  • и дальше произошла (погоня, преследование), кот догнал лису и забрал петушка,
  • они вернулись домой и стали жить поживать(наступил счастливый конец).
  •  Для пересказа этой сказки мы использовали всего 5 карт, это начальный этап,  так как работу с картами следует начинать с простых сказок для младшего возраста.
  • А сейчас вы сами попробуете подобрать карты с функциями к сказке «Гуси-лебеди»:
  • Как вы думаете, какая первая карта у нас будет? (Жили были),
  • что произошло дальше?(запрет и отъезд старших из дома).
  • Родители уехали и дочка, что сделала? (нарушила запрет).
  • Когда она поняла, что случилось, как повела себя? (герой покидает дом и способ достижения цели),
  • дальше нашла брата, забрала и что случилось? (погоня, преследование),
  • кто-то помог им?
  • Значит, произошло (спасение от преследования) и (счастливый конец).

Вот мы с вами подобрали нужные карты, теперь можно пересказать сказку с их помощью?  Кто начнет пересказ? (пересказ)

Спасибо за внимание и работу, а я передаю слово Ирине Викторовне.

        Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут  помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказок.  Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты  В.Я.Проппа....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».

Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирован...

Презентация "Рассказывание сказок с использованием карт Проппа"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ и родителей....