Мастер-класс "Хоровод круглый год"
материал

Томашевская Елена Михайловна

Мастер-класс "Хоровод круглый год"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Хоровод круглый год»


Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Хоровод круглый год»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш мастер – класс посвящен хороводу и народным хороводным играм.

Но вначале немного предистории..

Впервые люди стали хороводить много лет назад, поэтому доподлинно неизвестно кто и когда именно на Руси придумал этот народный танец. Первоначально он являлся частью языческого ритуала, направленного на вознесение хвалы и благодарности богу Ярило, могущественному богу солнца.

«Хождение за солнцем» плотно укрепилось в славянской культуре на многие тысячелетия. Давайте вместе подробно разберёмся в истории танца и его традициях.

Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «хос», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить».

Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики.

Для крестьянских девушек хоровод был своеобразным балом, как для дам из высшего общества, где можно присмотреть себе ухажера. В некоторых деревнях участвовать в таких танцах разрешали с двенадцати лет, в других поплясать удавалось только барышням постарше.

Первыми в хоровод отправляли старших дочерей, младшенькие до поры вынуждены были отсиживаться дома. В танцах парни также приглядывали себе невест, оценивали, как девушка поет или танцует. Таким образом, хоровод сплачивал людей, а молодежь присматривалась друг к другу во время танца.

Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Танец часто сопровождается пением.

Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем.

Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.

В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.

Хоровод вели сомкнутым, двигаясь по круговой оси, змейкой, либо «стенка на стенку».

В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Следующий вид хоровода это игровой. Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми.

Любой хороводный рисунок имеет определенное название: плетень, карусель, восьмерка, плясовая и т. д.

Связующее звено в хороводе может быть разным : за руку, за мизинец, платок, пояс, венок.

На основе народного танца каждый регион формировал собственный образ, который выделил губернию на фоне остальных. А традиции в каждом крае были свои. На севере в чести было сдержанность. Девушки плывут по кругу чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. И на гуляньях и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой.

Танцы -занятие праздное. А по сему и хороводы водили в установленные сроки- и по поводу. Весной заводили игру "Ручеёк" - символ таяния снега.

В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В июле славили Купалу и просили созревания плодов - вокруг огня, да с венками.

В честь Берегини хоровод водили вокруг берёзки - символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

Хоровод является ярким и красочным творчеством, созданным простым народом. Танец отличается изумительной красотой и разнообразным содержанием. Можно с уверенностью сказать, что хоровод – шедевр танцевального искусства России.

Сейчас предлагаю вашему вниманию просмотреть видео хоровода "Березка" в исполнении ансамбля "Березка".

В мире существует большое множество танцев. Все они разные, все они имеют специфические особенности: различаются по стилю, драматической наполненности, музыкальному содержанию и др. Все они красивые и разные и все их хочется видеть и исполнять.

Наиболее легким и простым для детей дошкольного возраста является хоровод. Он имеет большое количество рисунков, множество построений и перестроений. Его движения наиболее просты в изучении детям.

В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в ясельной группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь".

В младшей группе работа над хороводами продолжается. Как и в ясельной, в младшей группе, поют хороводную песню прежде всего взрослые (воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки.

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст.

Слова песни лучше разучивать в первой половине дня (например, на занятиях музыкой, а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. При разучивании хоровода с 4-5-летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться. Некоторые малыши будут стремиться показать свое первенство в группе, начнут торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем вместе. Возможно, потребуется разучивать с ними хоровод отдельно.

Методика разучивания хоровода.

Первая неделя — это погружение в хоровод, на второй неделе дети уже все знают, а на третьей повторяют сами. Все эти части взаимосвязаны. Благодаря длительному повторению одного и того же хоровода, у ребенка развивается память и формируется воля. Очень важным в хороводе является то, что мы всегда ходим по солнцу.

1. Для начала детей нужно научить держать круг. Круг символизирует солнце. Взявшись за руки нужно двигаться хороводным шагом вправо. Для отработки этих действий с детьми нужно изучить хоровод «Ровным кругом друг за другом».

2. В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Обычно таким водящим хоровода становится воспитатель, который может образовать различные фигуры.

Жизнь ребенка в хороводе — это переживание им окружающего мира, и каждый ребенок берет для себя что-то свое из трех недель хоровода. «Гармоничная связь между жестом, движением, образом — золотое правило хоровода».

Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

1. Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

2. Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

3. Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

4. Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».

А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части мастер-класса.

Я приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг.

В танце – хороводе, особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают танец и помогают передать его содержание.

Руки в хороводе можно держать по- разному:

1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу (плетень)

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

6) взявшись за руки у пояса.

А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки. Поворачиваемся в одну сторону, сначала пойдём по кругу, а затем я приглашаю вас следовать за мной.

Круг символизирует солнце. Взявшись за руки нужно двигаться хороводным шагом вправо. Для отработки этих действий разучим хоровод «Ровным кругом друг за другом» :

Ровным кругом друг за другом

1. Мы идём за шагом шаг (идут по кругу, взявшись за руки)

Стой на месте, дружно вместе,

Сделаем вот так! (останавливаются и выполняют развороты туловища вправо, влево)

Приседаем … (выполняют лёгкие приседания)

2. Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг (идут по кругу, взявшись за руки)

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так! (останавливаются и делают развороты вправо и влево)

Покружились … (кружатся на носочках)

3. Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг (идут по кругу, взявшись за руки)

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так! (останавливаются и делают развороты вправо и влево)

Потопаем … (выполняют притопы)

4. Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг (идут по кругу)

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так»

Похлопаем … (хлопают в ладоши).

Можно предложить участникам хоровода придумать свои действия и определить самое интересное предложение.

2. Музыкальная игра на ускорение "Опаньки"

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали, Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе, Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали. Новых много мы…. (узнали).

Русские народные танцы хороводные

Не пристало забывать, Будем чаще в них….(играть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...