Доклад на тему: «Организация предметно-пространственной среды для обеспечения театрализованной деятельности детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Хартахоева Жаргалма Зоригтуевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кыренский детский сад «Солнышко»

Доклад

на тему:

«Организация предметно-пространственной среды  для обеспечения театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста».  

Подготовила: воспитатель

Хартахоева Ж. З..

С.Кырен

2022 г.

 «Театр – это волшебный мир,

он даёт уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт

 развитие духовного мира детей… »

Б. М. Теплов

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Она активизирует мышление; способствует развитию игрового поведения, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; развивает эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщая к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество. Одним из таких условий является организация пространственно-развивающей среды.  Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды ДОУ.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных    средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметная среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.

Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:

  • Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
  • Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.
  • Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
  • Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
  • Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

 

Стандартная театральная зона включает в себя:

  • Ширма
  • Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
  • Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
  • Маски-шапочки
  • Костюмы или элементы костюмов
  • Фонотека с разнообразной музыкой
  • Афиши, билеты, программки.
  • Декорации (для старших дошкольников)

 

Содержание уголков с учетом возраста детей.

Для младшего возраста:

Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.

  • пальчиковый театр;
  • настольный театр (различные виды);
  • театр мягкой игрушки;
  • театр вязаной игрушки;
  • театр игрушки из конуса.
  • театр картинок.

Для среднего возраста:

Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.

  • пальчиковый театр;
  • настольный театр (различные виды);
  • куклы на ложках или тарелках;
  • куклы-картинки;
  • би-ба-бо;
  • куклы-перчатки.
  • театр картинок.

Для старшего возраста:

 Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

  • пальчиковый театр;
  • куклы-перчатки;
  • куклы-марионетки;
  • би-ба-бо

        Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

Организованы уголки книги, которые оснащены, различными произведениями литературного творчества, портретами русских и зарубежных писателей.

Созданы условия для формирования интереса к театральному искусству и игре при помощи уголка ряженья и сказки.

 Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду.

 Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.

Творческих успехов!

 

Список используемой литературы:

  1. Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
  6. Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

Доклад на тему "Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образователь...

Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей  дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной...

Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста

Консультация на тему: "Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста"...

"Организация предметно-пространственной среды для всестороннего развития детей дошкольного возраста « Не живое, а говорит "

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства,...

Консультация для педагогов «Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста»...