«Международный день родного языка».
методическая разработка (старшая группа)

Казанцева Елена Николаевна

Цель: познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;
  • расширять знания детей о культуре и языке русского народа;
  • способствовать повышению интереса к родному языку.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание;
  • развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к языкам.

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;
  • ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Международный день родного языка».

Цель: познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;
  • расширять знания детей о культуре и языке русского народа;
  • способствовать повышению интереса к родному языку.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание;
  • развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к языкам.

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;
  • ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

 

Материалы и оборудование: глобус, карточки с «добрыми словами», аудиозапись «Привет на разных языках», мультисистема, магнитофон, ленточка для игры.  

Предварительная работа: предложить родителям вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

                                         Ход занятия.

В групповой комнате стоит на столе глобус, закрытый платком.

Воспитатель: у меня под платком спрятался очень важный и нужный предмет. Ребята, хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку.

На ноге стоит одной
Крутит вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны.
Что это? (ответы детей).

Воспитатель: что такое глобус? (ответы детей).

Воспитатель: да, все верно глобус- уменьшенная модель нашей планеты.   Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает? (ответы детей).

Воспитатель: дети, но есть другой глобус, на котором нанесены все страны. Ребята, в какой стране мы живём? на каком языке мы с вами говорим? (ответы детей). В каждой стране живут люди, которые говорят на разных языках: украинцы говорят на украинском языке, белорусы- белорусском, поляки-польском, немцы- немецком, китайцы- китайском. 

Ребята, давайте послушаем песню «Приветствие на разных языках». Вы услышите, как слово «привет» звучит на разных языках.

На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка. Родной язык -  это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.

Воспитатель: ребята, для чего нам нужен язык? (Ответы детей). 

В мире существует около 4 тысяч разных языков. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

Теперь, ребята прочитают нам стихи о языке.

1 ребенок: 

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

2 ребёнок:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки!

Без родного языка

Нет и человека!

3 ребёнок:

Мы поём им, говорим

С самого рожденья

И к родному языку

Есть большое рвенье!

 Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

 

Всегда во рту, а не проглотишь (язык). 

Хоть не шляпа, а с полями
не цветок, а с корешком
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга)
.

Я учу, смотрю в тетрадку,

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю (алфавит).

Воспитатель: давайте ребята отдохнем. Сделаем разминку.(Выполняются движения согласно тексту).

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Узнать и полюбить родной язык детям помогают наши родные, любимые бабушки, которые без устали рассказывают сказки. А вы знаете сказки? Давайте проверим.

Кто пришёл в дом к трём медведям? (Маша)

Сколько козлят было у мамы –козы? (Семь)

Что тащили и не могли вытащить дед, бабка, внучка, Жучка, кошка? (репка)

Как мышка разбила золотое яичко? (хвостиком махнула).

 С кем встречался Колобок во время своего путешествия?

 Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
 Какая избушка была у лисы? (ледяная)
 Кто катался на печке? (Емеля)
Чем выманила лиса петушка в сказке «Кот, петух и лиса»? (горошком)
Кто разбил золотое яичко? (мышка)
 Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
 Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
 Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)
 Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? (Маша)

 Как звали курочку, которая снесла золотое яичко? (Ряба)

Воспитатель: молодцы, вы хорошо знаете русские народные сказки, которые сочинил русский народ красивым русским языком. В наших русских сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро!

Воспитатель: давайте ребята поиграем в русскую народную игру «Заря – заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые

Кольца обвитые

За водой пошла

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Воспитатель: родной язык каждого народа складывается из слов. В нашем языке много- много разных красивых слов. Давайте поиграем в игру «Слова наоборот» (игра с мячом). Я буду называть слова, а вы будете называть противоположные.

Холодно — тепло, широкий- узкий, толстый — худой,

громкий – тихий, день-ночь, хорошо — плохо, длинный — короткий, низкий-высокий.

Воспитатель: ребята, скажите, а какие бывают слова? Правильно. Слова бывают вежливые, красивые, приветливые, злые. И бывают слова добрые.

Давайте сделаем в  нашей комнате выставку «Стена добрых слов». 

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями, объяснить, что они значат и когда они уместны, приклеить карточку к большому листу.

Дарите добрые слова
От чистого сердца дарите!
Ведь, наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить им помогите!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, посвященное дню родного языка. Ребята, я желаю вам любить и беречь наш родной русский язык, не засорять его грубыми словами, учиться писать без ошибок, говорить красиво и правильно. Послушайте стихотворение о языке. (Ребенок читает стихотворение). На память о нашем занятии я вам дарю раскраску-матрешка, как символа нашей страны.  

 

     Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть,

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Это русская матрешка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день родного языка. Праздник "Дружба"

Каждый народ - это своя неповторимая культура, традиции, история, и, конечно же, язык. Сберечь язык - очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21февраля. В респ...

«Международный день родного языка» (итоговое мероприятие краткосрочного проекта)

21 февраля  – Международный день родного языкаПлан проведения мероприятий в группе № 9, посвященных этому дню.   Конкурсы Чтение и беседы Заучивание и игрыРазвитие речиПрогулк...

конспект досуга "Международный день родного языка"

Знакомство с днйм Международного дня родного языка,обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности,воспитание любви и уважения к родному языку...

Отчёт « Международный день родного языка» группы №1 МБДОУ №6 «Улыбка» ЗМР РТ 20 февраля 2014

1.Беседа «Наша Родина -Татарстан» Цель:Рассказать детям о нашей республике, какие народы здесь проживают. 2.Рассматривание татарской национальной одежды. Цель: учить  узнавать и называть кол...

Международный день родного языка

21 февраля- Международный день родго языка/Халыкара туган тел көне....

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...