Круглый стол с педагогами по теме: МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация

 

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом – ходьба, бег, прыжки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол с педагогами по теме:

МЕЛКАЯ  МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом – ходьба, бег, прыжки.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряю ее развитие на три – четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения могут использовать  и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитатели.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию и их можно разделить по группам, определив назначение.

Игры – манипуляции.

«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Елка»– ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжата в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

«Помоем руки под горячей струей воды» - движения как при мытье рук.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

«Согреем руки» - движения как при растирании рук.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой – либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.

«Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

Работу по развитию мелкой моторики можно начинать с младшей группы, где дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать…».

В средней и старших группах пальчиковую гимнастику можно включить в режим дня.

1. Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.).

2. На физкультминутках.

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками. круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой).

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологиччские упражнения из серии «гимнастики мозга».

3. На физкультурных занятиях.

На учебно – тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использование тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу, сидя на гимнастических мячах и др.

4. На прогулке в теплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

5. На досугах, праздниках, развлечениях.

На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки»), детям предлагают:

- выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки);

- построить стену, забор, пирамиду из кубиков;

- провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края;

- составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся боле подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой»

Согласно новым требованиям ФГОС в РФ одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители ...

Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...

Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"

Познавательные психические процессы у детей  очень активно развиваются в дошкольном  возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника....

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"

Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ Д/С № 15 «Дюймовочка» по теме: «Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»

laquo;Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?...