Круглый стол для педагогов «Использование классической музыки в повседневной жизни дошкольников ДОО»
консультация по музыке

Мецлер Галия Марсовна

Круглый стол для педагогов

«Использование классической музыки

в повседневной жизни дошкольников ДОО».

Ход круглого стола:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите мне открыть наш круглый стол словами Генри Моргана: «Классическая музыка — основа цивилизованного общества. И признак утонченного ума». Тема нашего круглого стола звучит сегодня так: «Классическая музыка в жизни детей дошкольного возраста в пределах ДОО». Классическая музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение при организации педагогического процесса помогает эффективной работе педагогов. Хотелось бы, чтобы классическая музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Продолжит наш круглый стол педагоги с песней «Под музыку Вивальди».

Исполнение педагогами песни «Под музыку Вивальди». Сегодня мы поговорим о классической музыке.

Презентация «Классическая музыка».

(Слайд 1)

Слово «классика» происходит от латинского classicus, что означало образцовый, термин «классическая музыка» - «человек из высшего общества». После его распространения во Франции, Германии и Америки оно приобрело другое значение — высокое положение.

(Слайд 2)

В  Музыкальной  энциклопедии  приводятся  такие  определения  термина

«классическая музыка»:

  • образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;
  • музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма);
  • музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

(Слайд 3)

Попова Т.В. систематизирует основные жанры классической музыки следующим образом:

  • вокальные жанры (песня, гимн, хор, речитатив, романс, баллада, ария, ариэтта, ариозо, каватина, вокализ, ансамбль);
  • танцевальная музыка, старинная танцевальная сюита;

 

  • жанры инструментальной музыки (прелюдия, инвенция, этюд, токката, экспромт, музыкальный момент, ноктюрн, баркарола, серенада, скерцо, юмореска, каприччио, рапсодия, баллада, новелетта);
  • симфоническая и камерная музыка;
  • сонатно-симфонические циклы, Концерт, Симфоническая сюита ХIХ – ХХ веков;
  • одночастные (не циклические) жанры ХIХ-ХХ века (увертюра, фантазия, симфоническая поэма, симфоническая картина, одночастная соната;
  • музыкально-драматические произведения. Опера и балет
  • кантата, оратория, реквием. (Слайд 4)

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси.

(Слайд 5)

Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у пожилых людей. 24 добровольца должны были запомнить ряд чисел, расположенных в определенном порядке. Группа пациентов, которые много часов слушали музыку Антонио Вивальди, справилась с этим заданием намного лучше своих конкурентов. Этот феномен в определенной степени объясняется повышенным вниманием и напряжением участников эксперимента, но классическая музыка, бесспорно, стимулирует краткосрочное расширение физиологических возможностей человеческого мозга, считают ученые.

Теперь в научный оборот введен термин «эффект Вивальди». При прослушивании классической музыки проходит физическая боль. Следует отметить, что такая музыка просто незаменима при ревматизме. Слушающие классическую музыку больные выздоравливают в два раза быстрее, по сравнению с теми, кто музыку не слушает. В настоящее время ученые занимаются определением четких выводов о целебном влиянии музыки на человеческий организм.

(Слайд 6)

В дошкольном возрасте продолжается активное нравственное развитие ребенка, которое определяется следующими образующими: знанием норм,

 

привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и выработкой внутренней нравственной позиции самого ребенка.

И еще одно очень важное качество, которое должно быть сформировано в этот период – «базовое доверие к жизни» (Э. Эриксон). Дело в том, что раннее детство (до пяти лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром, когда маленький человек должен осознать представшую ему многомерную вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути.

(Слайд 7)

Наблюдения учёных и педагогов-практиков говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы — Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма — Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д.

Чтобы познакомить ребёнка с творчеством А. Вивальди не обязательно посещать концерты классической музыки, мучить детей принудительным прослушиванием дисков. Иногда достаточно просто показать им мультик. К примеру, очень наглядна и слушаема мультипликационная картина трогательной истории медлительной черепахи. Она так медленно собирается на прогулку, что, когда выходит на улицу, вокруг уже другое время года. Собственно, мультик обыгрывает произведение Антонио Вивальди «Времена года». Давайте посмотрим.

Просмотр мультфильма «Про черепаху».

А теперь, коллеги, давайте обсудим, какая же бывает по характеру музыка? Пусть каждый назовёт своё определение музыки (Педагоги называют по очереди по одному определению).

Мы для вас приготовили памятки определений характера музыки, которые

вы можете использовать в своей работе с детьми при прослушивании музыки в группе на занятиях, на улице и так далее.

Памятка определений характера музыки.

 

чарующая волшебная грустная тихая громкая весёлая

пробуждающая льющаяся торжественная


задумчивая быстрая

медленная тяжелая лёгкая

умиротворяющая успокаивающая таинственная спокойная

 

бодрая

возбуждённая


изящная грациозная

 

Дискуссия   по   теме   «Зачем   знакомить   дошкольников  с   классической музыкой».

Выводы круглого стола:

Классическая музыка играет важную роль в развитии дошкольников. Необходимо использовать классическую музыку в повседневной жизни детей в ДОО и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_stol.docx23.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Круглый стол для педагогов

«Использование классической музыки

в повседневной жизни дошкольников ДОО»

Музыкальный руководитель:

Мецлер Галия Марсовна (первая квалификационная категория)

город Рубцовск, 2023 год

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в осуществлении музыкального развития детей дошкольного возраста в группе.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «классическая музыка»;
  2. Воспитывать у воспитателей желание использовать фоновую классическую музыку на занятиях и в режимных моментах.

Круглый стол для педагогов

«Использование классической музыки

в повседневной жизни дошкольников ДОО».

Ход круглого стола:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите мне открыть наш круглый стол словами Генри Моргана: «Классическая музыка — основа цивилизованного общества. И признак утонченного ума». Тема нашего круглого стола звучит сегодня так: «Классическая музыка в жизни детей дошкольного возраста в пределах ДОО». Классическая музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение при организации педагогического процесса помогает эффективной работе педагогов. Хотелось бы, чтобы классическая музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Продолжит наш круглый стол педагоги с песней «Под музыку Вивальди».

Исполнение педагогами песни «Под музыку Вивальди». Сегодня мы поговорим о классической музыке.

Презентация «Классическая музыка».

(Слайд 1)

Слово «классика» происходит от латинского classicus, что означало образцовый, термин «классическая музыка» - «человек из высшего общества». После его распространения во Франции, Германии и Америки оно приобрело другое значение — высокое положение.

(Слайд 2)

В  Музыкальной  энциклопедии  приводятся  такие  определения  термина

«классическая музыка»:

  • образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;
  • музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма);
  • музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

(Слайд 3)

Попова Т.В. систематизирует основные жанры классической музыки следующим образом:

  • вокальные жанры (песня, гимн, хор, речитатив, романс, баллада, ария, ариэтта, ариозо, каватина, вокализ, ансамбль);
  • танцевальная музыка, старинная танцевальная сюита;
  • жанры инструментальной музыки (прелюдия, инвенция, этюд, токката, экспромт, музыкальный момент, ноктюрн, баркарола, серенада, скерцо, юмореска, каприччио, рапсодия, баллада, новелетта);
  • симфоническая и камерная музыка;
  • сонатно-симфонические циклы, Концерт, Симфоническая сюита ХIХ – ХХ веков;
  • одночастные (не циклические) жанры ХIХ-ХХ века (увертюра, фантазия, симфоническая поэма, симфоническая картина, одночастная соната;
  • музыкально-драматические произведения. Опера и балет
  • кантата, оратория, реквием. (Слайд 4)

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси.

(Слайд 5)

Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у пожилых людей. 24 добровольца должны были запомнить ряд чисел, расположенных в определенном порядке. Группа пациентов, которые много часов слушали музыку Антонио Вивальди, справилась с этим заданием намного лучше своих конкурентов. Этот феномен в определенной степени объясняется повышенным вниманием и напряжением участников эксперимента, но классическая музыка, бесспорно, стимулирует краткосрочное расширение физиологических возможностей человеческого мозга, считают ученые.

Теперь в научный оборот введен термин «эффект Вивальди». При прослушивании классической музыки проходит физическая боль. Следует отметить, что такая музыка просто незаменима при ревматизме. Слушающие классическую музыку больные выздоравливают в два раза быстрее, по сравнению с теми, кто музыку не слушает. В настоящее время ученые занимаются определением четких выводов о целебном влиянии музыки на человеческий организм.

(Слайд 6)

В дошкольном возрасте продолжается активное нравственное развитие ребенка, которое определяется следующими образующими: знанием норм,

привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и выработкой внутренней нравственной позиции самого ребенка.

И еще одно очень важное качество, которое должно быть сформировано в этот период – «базовое доверие к жизни» (Э. Эриксон). Дело в том, что раннее детство (до пяти лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром, когда маленький человек должен осознать представшую ему многомерную вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути.

(Слайд 7)

Наблюдения учёных и педагогов-практиков говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы — Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма — Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д.

Чтобы познакомить ребёнка с творчеством А. Вивальди не обязательно посещать концерты классической музыки, мучить детей принудительным прослушиванием дисков. Иногда достаточно просто показать им мультик. К примеру, очень наглядна и слушаема мультипликационная картина трогательной истории медлительной черепахи. Она так медленно собирается на прогулку, что, когда выходит на улицу, вокруг уже другое время года. Собственно, мультик обыгрывает произведение Антонио Вивальди «Времена года». Давайте посмотрим.

Просмотр мультфильма «Про черепаху».

А теперь, коллеги, давайте обсудим, какая же бывает по характеру музыка? Пусть каждый назовёт своё определение музыки (Педагоги называют по очереди по одному определению).

Мы для вас приготовили памятки определений характера музыки, которые

вы можете использовать в своей работе с детьми при прослушивании музыки в группе на занятиях, на улице и так далее.

Памятка определений характера музыки.

чарующая волшебная грустная тихая громкая весёлая

пробуждающая льющаяся торжественная


задумчивая быстрая

медленная тяжелая лёгкая

умиротворяющая успокаивающая таинственная спокойная

бодрая

возбуждённая


изящная грациозная

Дискуссия        по        теме        «Зачем        знакомить        дошкольников        с        классической музыкой».

Выводы круглого стола:

Классическая музыка играет важную роль в развитии дошкольников. Необходимо использовать классическую музыку в повседневной жизни детей в ДОО и в семье.

Список используемой литературы:

  1. Абрамова Н.В. Классическая музыка как источник культурно- досуговой деятельности дошкольников// Детский сад: теория и практика. 2016. № 12 (72). С. 64-69.
  2. Белоус Л.А. Использование проектной деятельности при ознакомлении детей с классической музыкой //Воспитание и обучение детей

младшего возраста. 2014. №2 . С.9.

  1. Жигун О.Ю. Формирование культуры восприятия классической музыки на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных средств обучения // Современные образовательные технологии в мировом учебно- воспитательном пространстве. 2016. № 6. С. 16-26.
  2. Чечина С.Н. Приобщение к классической музыки. Каким оно должно быть? // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 272.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/krugliy-stol-dlya-pedagogov-dou-po-klassicheskoy-muzike- 2930743.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"...

Консультация «Классическая музыка в повседневной жизни»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру красоте, человечности…Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна  без игры и без сказки…» В.А. Сухомлинск...

Музыка в повседневной жизни дошкольников

Методические рекомендации по использованию музыки в повседневной жизни ДО для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»

Консультация  для  воспитателей на тему:«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника.Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»...

Консультация для педагогов "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов " Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"...