Применение метода Марии Мантессори в факультативной работе с дошкольниками
статья (старшая группа)

Поддубная Мария Алексеевна

Применение метода Марии Мантессори  в факультативной работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение метода Марии Мантессори

 в факультативной работе с дошкольниками.»

Аннотация.В статье говориться о использовании в факультативной работе методики Марии Монтессори с детьми дошкольного возроста.

Ключевые слова:Монтессори-педагогика, развитие речи, развитие интеллекта, развитие математических способностей, окружающий мир, развивающие игры Монтессори,

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт провозглашает основные принципы Российского современного дошкольного образования, которые совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори. На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне сделать это самому!»Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора.

Суть метода Монтессори - это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде. М. Монтессори заметила, что в разные периоды детства ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях, воспринимает мир с особой интенсивностью. Она называла эти периоды сензитивными. Именно в эти моменты ребенок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки.

В своей группе, выбирая факультатив, мы решили остановиться на методике Марии Мантессори –педагогике, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание.

Факультатив называется «Умелые ручки», работаем по нему третий год, со второй младшей группы. Программа факультатива с использованием методики М. Монтессори включает следующие принципы:

  • единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
  • интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность;
  • психологическая комфортность – созданиеусловий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную,творческую активность дошкольника;
  • креативный подход – воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.

Главная цель факультатива:«Помогите мне это сделать самому».

Каждое упражнение имеет две цели – прямую и косвенную. Первая служитактуальному движению ребенка, вторая – работе на будущее.

Задачи:

  1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуру рук.
  2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
  3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
  4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.
  5. Развивать математическое мышление, навыки счета.
  6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
  7. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий – земли, воздуха, огня – и различных явлений природы. Самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

Задачи обучения

Специфические задачи обучения делятся на пять групп по зонам:

  1. Зона практической жизни:
  • реализация воспитательных возможностей труда; уход ребенка за собой, за окружающей средой; подготовка к общественной жизни;
  • способствование координации и совершенствованию движений; развитие чувства ответственности перед окружающим.
  1. Математическая зона:
  • закрепление количественного счета; умение логически сопоставлять геометрическое изображение, называть его;
  • развитие пространственных представлений;
  • ознакомление с единицами веса;
  • знакомство с арифметическими действиями.
  1. Сенсорная зона:
  • развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;
  • развитие осязания, обоняния, вкусовых ощущений;
  • развитие слуховой памяти.
  1. Зона развития речи, письма и чтения:
  • расширение запаса слов, классификация предметов и слов;
  • развитие образного восприятия языковой символики; концентрация внимания;
  • буквенный анализ слов, соотношение звука и буквы;
  • умение выделять отдельный звук и определять его место в названии предмета;
  • развитие фонематического слуха.
  1. Зона науки:
  • знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира, со средой обитания животных растений и людей;
  • классификация животного мира;
  • изучение строения человека;
  • формирование простейших представлений о структуре Земли;
  • расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе, труде людей и т.д.;
  • изучение категории времени, цикличности времени года;
  • знакомство с Солнечной системой: что входит в нее, название планет их расположения;
  • развитие логического мышления, воображения, творческих способностей.

Создавая развивающую среду для групповой работы с детьми, мы старались обеспечить детям, возможность самостоятельного выбора деятельности и на актуальном для него уровне. Все представленные в группе материалы имеют прямую цель и косвенную, что соответствует зонам актуального развития (то, что ребенок способен сделать самостоятельно) и ближайшего развития (то, что ребенок может сделать спомощью взрослого). Помощь развитию ребенка осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к разным учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи; математика и другие.

Задача педагога - помочь ребенку организовать свою деятельность, стимулировать его к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, учитывая индивидуальность ребенка, естественный ход его развития, не нанося вреда психическому и физическому здоровью, что нередко бывает при, модном сегодня, раннем обучении детей.

 Пространство группы мы условно разделилина «зоны»:

 Зона упражнений в практической жизни. Упражнения по овладению навыками, необходимыми человеку в повседневной жизни. В процессе этой деятельности, ребенок учится самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, и т.д.). Он учится заботиться об окружающей среде, учится правилам хорошего тона, поведения в обществе, а так жевыполняет комплекс специальных упражнений на развитие общей координации движений, общей и мелкой моторики. 

Сенсорная зона. В этой зоне собраны материалы для утончения, развития органов чувств. На освоение и различение формы предметов, размера, цвета, веса и т.д. Большое внимание уделяется развитию осязания и слуха ребенка. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» - говорит М.Монтессори.

 Математическая зона.Здесь дети получают представления о количестве предметов, порядковом и количественном счете, учатся распознавать и писать цифры, знакомятся с десятичной системой.

 Зона родного языка. Дидактический материал в этой зоне способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию обобщающих понятий, знакомит со звуками и буквами.

 Космическая зона. Здесь собраны материалы по расширению представлений об окружающем мире. Кроме классического Монтессори-материала в группе представлены другие развивающие игры.

Игры Монтессори очень выручают в работе с детьми: их можно сделать своими руками. Игры делали вместе с родителями: так появились дидактические игры: «Собери бусы», «Кусочки тканей», «Шумящие коробочки», «Коробочки с запахами», «Определи на ощупь», виды круп в стеклянных баночках.

Игры Монтессори интересны тем, что дети могут играть в них самостоятельно, они хорошо развивают мелкую мускулатуру пальцев рук и их можно предложить тем детям, у кого слабые пальчики. Можно занять ребенка одного, можно по 2-3 человека, получается такое объединение по интересам.

Развивающие игры М. Монтессори можно использовать как часть занятия, т. е. как дополнение к изучению темы, можно как самостоятельное, целое занятие. Область применения игр Монтессори очень широка: математическое развитие, обучение грамоте, развитие речи, изо-деятельность, как вести себя в окружающем мире, т. е. социальная жизнь, опытно-исследовательская деятельность, т. е. экологическое воспитание, а также развитие вкуса, обоняния и слуха у ребенка, и первые навыки самообслуживания.

Во 2-ой младшей группе, игры Монтессори помогали нам, при обучении детей навыкам по самообслуживанию. Например: застегиванию пуговиц, кнопок, шнуровки, умывание рук и лица. В средней группе на занятиях поознакомлению с цветом использовали метод Монтессори «Смешивание красок». Дети узнавали не только цвет, но и оттенки, как из желтой и синей краски можно получить зеленую и т. д. Дети любят находить среди множества цветов и оттенков ниток, ту, которая есть у них в одежде. Детям очень нравятся «Шумящие коробочки» и «Коробочки с запахом», вкусовые банки.Эти игры мыиспользуем в вечернее время, здесь идет развитие вкуса, обоняния, слуха.Также в утренние и вечерние часы, мы используем рамки – вкладыши, «Найди цвет и оттенок – с нитками», игры с прищепками, катание шариков по наклонной доске, прокатывание под дугу. В старшей группе – новые игры: «Моя рука, моя нога», «Строение человека», «С утра до вечера (части суток)», «Времена года», «Ателье (найди два одинаковых кусочка ткани), «Пройди с колокольчиком». Больше стали проводить различные опыты и эксперименты: «Зернышко, расти!», «Танцующие шарики», «Буря в бутылке», «Круговорот воды в природе», «Смастери радугу», и д.р.

Художник К. С. Петров-Водкин так отметил значимость занятий Монтессори: «У этих детей будут широко открыты и глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира».

К концу обучения, мы заметили, что дети больше стали самостоятельно взаимодействовать с предметами, выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ними, находить свои ошибки и исправлять их, сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело, самостоятельно убирать материал на свое место.

Список литературы

  1. Боброва Н. Монтессори у Вас дома. Узнаем окружающий мир. СПб.: Питер, 2016. 112 с.
  2. Кирюшкина Т.В. Программа работы по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2-6 лет. СПб.: Детство-пресс,2009. 80 с.

3. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал Школа для малышей.

М.: Российский Монтессори-Центр, 1992. 80 с.

4.  Орлова Д. Большая книга Монтессори.СПб.: Прайм-Евро-Знак,2008.185с.

     5. Никитина А. Б. Сенсорное развитие младших дошкольников с

использованием метода М. Монтессори // Молодой ученый. 2018. №26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

Конспект занятия с применением методов светопесочной терапии в работе со старшими дошкольниками

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства и успешный перехо...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста

Арт – терапия:-  помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;- помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – г...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...