Проект "Русская Матрёшка"
проект (средняя группа)

Шевня Елена Николаевна

Проектная деятельность в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Колокольчик»

Проект:

Мини-музей «Русская Матрёшка»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Воспитатель: Шевня Елена Николаевна

п. Весёлый 2022г.

Введение

Цели и задачи:

1. Формировать у детей представление о русской народной  игрушке  Матрёшке.

2. Развивать познавательный интерес  к  народной игрушке.

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к народному творчеству.

4. Развивать творческие способности детей  и родителей  в продуктивной и музыкальной деятельности.

5..Привлечь внимание родителей  к историческому и культурному наследию.

6. Создать  мини-музей « Русская Матрешка»

Сроки осуществления: с 08.04.2022-30.05.2022г.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Проект состоит из 3 этапов.

Этап I. Подготовительный:

- выбор темы проекта;

- подбор методического материала, литературы по данной теме;

- подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности.

Этап II. Исследовательский:

- ознакомление с историей Матрешки;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- изучение художественных элементов.

Этап III. Творческий

- работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись);

- совместная художественная деятельность родителей и детей;

- обобщение результатов работы;

- сбор коллекции игрушек – матрешек; создание мини-музея.

Ожидаемый результат:

Повышение информированности  детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к народному творчеству.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

Работа с детьми в ходе проекта:

1.Оформление мини-музея «Русская Матрёшка».

2.Беседа о происхождении Матрёшки.

3.Чтение художественной литературы, потешек, стихов.

4.Беседы с детьми «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?», «Правила поведения в музее»

5.Сюжетно-ролевые игры «Мы идём в музей», «В музее» и др.

6.Изобразительная деятельность «Раскраски», «Укрась сарафан Матрёшки»

7.Изготовление совместно с родителями макетов и коллажей, помощь в оснащении групповых мини-музеев и т.п.

8.Подведение итогов.

Актуальность проекта:

         Матрёшка – самая известная русская игрушка,  но мало кто знает, как она появилась. Появление Матрёшек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.

Наша работа посвящена изучению возникновения  Матрёшки. Выбранная тема интересна тем, что кукла Матрешка – популярная игрушка во всех странах мира.

Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы были не просто игрушками. Через них передавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". Проблема   состоит в том,  что  в последнее время  современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение  и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный  интерес через национальную игрушку - русскую Матрёшку.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:

1.Почему русская Матрёшка является символом России?

2.Почему деревянную куклу-игрушку назвали Матрёшкой?

3.Благодаря чему Матрёшка остается любимой и популярной во всем мире?

4.Как появилась Матрёшка?

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:

1.Матрешка, является национальной игрушкой.

2. Дети  заинтересованы  русской  народной игрушкой Матрешкой, проявилась их познавательная  активность,  они  рассказывают  о ней и делятся своими знаниями с другими детьми, играют Матрешками.    

3.В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

В результате проведенной работы было отмечено:

4.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности  (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую).

5.Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

6.Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую).

7.Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родители.

8.Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях  не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

C:\Users\Admin\Desktop\сказки 111\2\IMG_20220428_120823.jpgC:\Users\Admin\Desktop\1 атестация\IMG_20220504_094422.jpgC:\Users\Admin\Desktop\сказки 111\2\IMG_20220428_120926.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

История появления первой матрешки на Руси.

Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножко:

Две Матрены, три Матрешки

И еще Матрешечка!

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Деревянная расписная кукла появилась в России в 90 – х годах XIX века. В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок.

Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918гг.), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы н6ародного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.

По эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. (XIX век.) Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.

Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В. Малютина, состояла из восьми кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка…. Последняя куколка изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова.

Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.

Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке.

Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря – Троице – Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. По преданию первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи были игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»).

Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников.

Расписывали матрешки по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», « Царевна - лебедь», «Конек – горбунок». Сергиево – Посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60 – местная кукла, выточенная в 1967 году.

Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском - Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар – Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись.


                                                                    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=db3047a0f2461c8c9e7a7154d891f3581d06aa79-9182192-images-thumbs&n=13



Предварительный просмотр:

Советы родителям.

Как играть с матрешками.


1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

 
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.


3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.


4.  В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.


5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

 
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.


7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.


8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.

 
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.


В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. 
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию. 
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7e628d1a258e61eedc02921afa7d697eea26a734-9098303-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...